MICHAEL KLIMENTYEV/KREMLIN POOL/GLOBALLOOKPRESS

Зерновая сделка, которую все считали невыгодной для России, оказалась хорошим таким инструментом влияния на Запад. Правда, они поздно поняли, что просчитались. А отыгрывать обратно — всё, корабль с украинским зерном уже ушёл.

В середине марта российские власти заявили, что готовы продлить зерновую сделку, но не на 120 дней, а только на 60. И хотя многие говорили о том, что нам это невыгодно, так как Запад не исполняет своих обязательств по разблокировке экспорта сельхозпродукции и удобрений из России, оказалось, что это очень даже эффективный инструмент влияния на западноевропейские страны, включая Турцию.

Зерновая сделка укрепила российско-турецкие отношения, а также стала дополнительной поддержкой для Реджепа Эрдогана как лидера республики после того страшного землетрясения, которое страна пережила в феврале. А вот будет ли она продлена после выборов в Турции — это покажет время.

Более подробно об этом рассказал политический обозреватель «Первого русского» Андрей Перла в программе «Скрытые смыслы».

«Сюрприз» для Европы

Зерновая сделка, по словам политолога, с самого начала казалась «хитрым планом Путина». Причём настолько хитрым, что многие политики на Западе даже не сразу это поняли.

Не поняли, впрочем, и в России. Многие обвиняли российское руководство в том, что это невыгодная сделка. Запад не исполняет своих обязательств, зерно с Украины попадает в Африку через Турцию в лучшем случае наполовину. Да ещё и по завышенным ценам, заметил Перла. А Россия так и не получила снятия санкций с экспортных азотных удобрений. Спрашивается, ради чего?

Но вдруг Польша, а вместе с ней Словакия, Румыния, Венгрия и Болгария запрещают импорт украинского зерна на свою территорию. И оказывается, что Европа, настаивая на зерновой сделке, сама накачала себе проблем на голову.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Европейцы не об Украине заботились. И уж точно не об африканских странах. Они заботились о том, чтобы у немца на столе был, как и раньше, дешёвый  брецель к пиву. Но брецель-то дешёвый, а фермеры в Европе почему-то этому не рады. Себестоимость зерна, особенно муки, значительно повысилась. Но продать её дороже, в соответствии с новой себестоимостью, они не могут, потому что украинское зерно сбивает цены. И цены держатся на уровне 2021 года. А энергоносители выросли в цене в лучшем случае в два раза, а то и в три по всей Европе, — пояснил Перла.

В Польше пытались достучаться до руководства Евросоюза с этой проблемой, но услышаны не были. Тогда Варшава приняла решение заблокировать экспорт украинского зерна на польскую территорию. Но боржоми, оказалось, пить было уже поздно: украинское зерно уже там.

По скромным подсчётам самих украинцев, они экспортировали туда 50 миллионов тонн зерна в прошлом году. И несмотря на то что существенная часть зерновых районов Херсонской области не у них, они утверждают, что и в этом году хотели бы экспортировать примерно столько же. По самым скромным оценкам, это даёт им около 5 миллиардов долларов. Некоторые говорят, что 7,5 или даже 12 миллиардов. Это немаленькие деньги. И если зерновая сделка в том виде, в котором она заключена, продолжается, она аккуратно и тихо убивает европейское зерновое производство, — сказал Перла.

Война когда-то закончится

Он напомнил, что война когда-нибудь закончится. А зерновое производство так просто после войны не возродится. И логистические маршруты моментально не восстановятся. Однако Турция уже застолбила за собой место нового зернового хаба. И эта роль Турции как перевалочного пункта Россию совершенно устраивает, подчеркнул Перла.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

То есть зерновой экспорт России никуда не пропадёт. И почему бы не через этот хаб на юг? Что делать европейцам в этой ситуации, не очень понятно. Потому что отказаться от зерновой сделки, сказать: «Извините, пожалуйста, мы пошутили, мы так, на самом деле, не хотели, и вообще, это русские виноваты» — в этом случае отнюдь не получается. Потому что русские вступали в сделку, явственно, скрепя сердце. Чуть ли не скрипя зубами. И постоянно говорили о том, что вы же не выполняете обязательства, мы сейчас откажемся! Но почему-то не отказывались. Теперь потихоньку становится ясно почему, — отметил собеседник Царьграда.

Причём отказаться от зерновой сделки нельзя. Но если провести её так, чтобы не поставлять зерно на европейский рынок, оно вырастет в цене. И получается, что европейцы вынуждены выбирать между тем, чтобы иметь более или менее сбалансированную экономику восточного фланга НАТО — Польши, Румынии, Венгрии и Болгарии — с западным флангом.

Кажется, что ответ очевиден. Но на самом деле — нет. Поскольку за этой сделкой стоит не Германия или Франция, а Брюссель, сказал эксперт. То есть Евросоюз или наднациональное объединение.

По сути, наднациональному объединению наплевать на Польшу и на Францию. Но если посмотреть вглубь ситуации, то во Франции существует очень серьёзная традиция забастовок и акций простеста против правительства. Франция и так уже кипит, в том числе по поводу повышения цен на продукты питания. Недавно президент Эммануэль Макрон на встрече с избирателями получил в лицо яйцом, что во французской политической традиции не просто жест возмущения. Так фермеры, очень образованные люди, традиционным образом демонстрируют своё недовольство политикой правительства. Фермеры хотят, чтобы цены поднялись, иначе они разоряются. А потребители продуктов питания хотят, чтобы цены не росли. По крайней мере, не так быстро, потому что иначе они разорятся. А если они разорятся, то у фермеров никто не будет ничего покупать. Что Макрону делать? — отметил Перла.

По мнению политолога, в этой ситуации французские власти могли бы признать, что переборщили, и попытаться как-то наладить отношения с Россией. Хотя бы частично отменить санкции и завезти удобрения по нормальной цене. Тогда бы, может, и выкарабкались. Но Макрон не может этого сказать, добавил Перла.

Деваться некуда

Эксперт не исключил того, что европейская демократия с учётом кризиса может начать исполнять обязательства по зерновой сделке. Но строго в соответствии с тем, как там прописано. Перла сравнил это с так называемой «итальянской забастовкой», когда люди не бросают работу, но следуют только своим должностным инструкциям, не делая лишнего. В этом случае русские получат то, что им обещано. А Европа, делая, что обещала, не получит тех 47 или 57 процентов экспортного зерна, так как оно отправится в Африку.

Но они частично спасут зерновое хозяйство восточного фланга НАТО. Румынию — быстрее, Польшу — медленнее, но спасут. И Африку, где есть реальная угроза голода, о которой очень беспокоится Макрон. Потому что там у Макрона во внешней политике интерес предметный. Ему надо, чтобы французов не выдавливали из стран ЮАР, которые были французскими колониями, прежде всего, из Сенегала. Когда французами недовольны, их там выдавливают. Франции от этого опять же нехорошо. Поэтому Макрон будет счастлив, — сказал политический обозреватель.

Что касается самой России, то здесь всё очень просто. Русские, как правило, делают то, что написано в договорах, которые они подписали. И если они сказали, что не хотят, чтобы в Африке был голод, то так и будет.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

И русские получают в этом случае очень серьёзный профит. Потому что Африка, особенно восточная и экваториальная, действительно тяготеет к России. Очень существенное количество этих стран. Потому что Россия, как и Китай, — это великие державы, которые ведут себя с ними честно. Китай честно выполняет то, что написано в договорах. В отличие от США и Европы, они не обманывают. Вот написано на бумаге — делаем то, что на бумаге. Если вы подписали невыгодный для себя договор, ну извините, — сказал Перла.

В отличие от китайцев, как он заметил, русские помогают другим и спасают их себе в убыток. И в этом — вся русская душа. За это их и любят. Но вот помогают не все. Потому что оказанная услуга ничего не стоит, заключил Перла.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА