Завершившееся турне министра иностранных дел России Сергея Лаврова по странам Южной Америки развеяло последние сомнения в том, что мир необратимо движется к многополярности. Единоличная гегемония англосаксов не устраивает большинство государств мира и безвозвратно уходит время, когда мир боялся перечить Вашингтону, Лондону и Брюсселю.

Лавров посетил Венесуэлу, Никарагуа, Бразилию и Кубу. Все четыре государства выразили несогласие с политикой США, в том числе по Украине. Венесуэльская, никарагуанская, бразильская, кубинская пресса освещает события на Украине не так, как хотели бы США и ЕС. Перед Западом маячит призрак появления в Южной Америке пророссийского блока государств.

В ответ США гальванизировали усилия по формированию «южноамериканского НАТО» – условное название проамериканского блока в составе Колумбии, Чили, Аргентины. Процесс идёт туго. Колумбийцы, чилийцы, аргентинцы не спешат создавать союз, который принесёт им очевидные проблемы в отношениях с Россией и Китаем.

Находясь с визитом в США 20 апреля 2023 президент Колумбии Густаво Петро отверг просьбу американцев передать режиму Зеленского часть оружия, некогда закупленного у России. «Предыдущие правительства купили достаточно много русского оружия. Моя позиция, как главы государства, такова: это оружие на войну не попадёт. Оно не будет отправлено ни в Россию, ни на Украину», – сказал как отрезал Петро.

Надо понимать, что Колумбия – самое проамериканское государство на континенте. И если уж колумбийцы так отвечают Вашингтону, значит, его планетарная гегемония даёт существенные сбои. Колумбия, правда, отправила своих сапёров в помощь Украине, но это был символический жест в стиле «мы помогли вам, чем смогли, большего не просите».

Бразилия, в свою очередь, вслед за предложением к Киеву сесть за стол переговоров с Москвой демонстрирует всё более явственное стремление к региональному лидерству. Чтобы его достичь, страна должна избавиться от контроля Португалии, которая с опорой на колониальное наследие в Южной Америке и Африке формирует себе плацдарм для влияния. Бразилия понимает, что как только избавится от надзора со стороны Португалии, поле для стратегического манёвра для неё расширится. Появятся возможности углублять отношения с португалоязычными партнёрами – Мозамбиком и Анголой.

Лиссабон традиционно выступает союзником англосаксов. Так повелось со времён соперничества с испанцами. Сегодня Лиссабон всё так же содействует англосаксонской политике в Европе, в том числе на украинском направлении. Из Португалии Зеленский получил бронетранспортёры М113, танки, 120-мм мины, гранаты, пушки, медицинское и электрическое оборудование.

Министр обороны Жоао Гомес Кравинхо сообщил, что в 2022 Лиссабон выделил в рамках общеевропейской инициативы поставок вооружения Киеву €8-10 млн. 174 португальских военнослужащих были откомандированы в Румынию для приёма военной помощи из Португалии с последующей переправкой на Украину.

С учётом этого дистанцирование Бразилии от Лиссабона – не просто локальное событие. Оно способно оказать косвенное влияние на целый спектр политических тенденций в мире.

Во-первых, это снижает степень присутствия Португалии в Южной Америке. Во-вторых, сужает геополитическое пространство для англосаксонско-португальского дуумвирата. В-третьих, служит прецедентом для южноамериканских стран меньшего калибра (Эквадор, Перу, Парагвай, Уругвай, Боливия). В-четвёртых, заставляет португалоязычную часть Африки задуматься над вопросом: зачем сотрудничать с Португалией с её проамериканской позицией, когда можно сотрудничать с португалоязычной Бразилией, не опозоренной колониальным прошлым?

В южноамериканской геополитике существует так называемая теория ромба (проф. Альберто Буэла, Аргентина), согласно которой для обретения внешнеполитического суверенитета на континенте должна появиться геополитическая ось Бразилия – Аргентина – Венесуэла – Перу. Сломать такую конструкцию англосаксам будет сложно.

Каждая из этих стран видит в России надёжного экономического партнёра. Если в начале СВО российские товары в списке импорта в Бразилию составляли 1,5%, то к лету 2022 только импорт дизельного топлива был увеличен на 15%. Англосаксам теория ромба не нравится, ведь они хотят склепать «южноамериканское НАТО»!

Из всех стран Южной Америки только Коста-Рика поддержала в полном объёме ограничительные меры США и ЕС против России. Весь остальной континент площадью больше, чем Китай и Индия, вместе взятые, и с населением 380 млн не считает Украину достаточным поводом для ссоры с Москвой.

Немецкий геополитик Карл Шмитт учил: политический инстинкт и политическое дарование проявляются в умении правильно определять врага и союзника на международной арене. Политическая команда Зе-клоуна, набранная из бывших кавээнщиков и людей без опыта, по дурости выбрала врагом Россию и просчиталась. Разделять с Украиной бремя последствий этого просчёта государства Южной Америки не желают.

Валерий КОЛЕСНИК