ФОТО: FRAN_KIE/SHUTTERSTOCK.COM

Либеральные русофобы из Института философии РАН перешли в наступление. Опубликовав «научную» статью против Царьграда. Но иногда лучше жевать, чем говорить или писать. Подробности – в нашей сегодняшней заметке.

Околофилософская власовщина на марше

К сожалению, одним из наиболее популярных методов ведения научной дискуссии является принцип «сам дурак». Чисто по-человечески это понять несложно, наблюдать же со стороны, признаться, порой занимательно. Но только до тех пор, пока дискуссия не выходит за рамки, обозначенные административным и уголовным кодексами.

Недавние попытки двух сотрудников Института философии Российской академии наук оппонировать Царьграду после ряда наших публикаций, разоблачающих откровенно русофобскую деятельность руководства этого государственного академического вуза, вышли не только за эти рамки, а вовсе выбились из коммуникативной рациональности.

Вообще в сегодняшних условиях, когда все мы неизбежно становимся частью фронта в борьбе за само существование России и русских, каждое высказанное слово обретает особый вес. Так, невозможно представить, чтобы в 1942 году в одном из советских научных изданий мог выйти материал, ставивший под сомнение само понятие «Великая Отечественная война» и необходимость её ведения против внешнего врага. Такое могло быть только в коллаборационистских (к примеру, власовских) агитках.

Но в наши дни, к сожалению, возможно многое. В том числе – откровенно русофобская пропаганда на страницах формально независимого, фактически же принадлежащего сотрудникам Института философии Российской академии наук философского журнала Vox. В мартовском выпуске которого вышла статья двух сотрудников ИФ РАН «Мiру мир рознь».

Авторы Гурко С.Л. и Павлов-Пинус К.А. представлены как «независимые исследователи», хотя на сайте Института оба до сих пор числятся научными сотрудниками сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук. Несмотря на то что, по данным Первого русского телеканала Царьград, полученным из компетентного источника, после начала СВО оба удалились за пределы Государства Российского.

Их текст, направленный против просветительской деятельности Царьграда, казалось бы, претендует на научность. На деле же он является откровенно пропагандистским, в столь характерной для руководства ИФ РАН либерально-глобалистской парадигме. На грани, а порой и за гранью русофобии.

Конечно, исследователям, никогда глубоко не занимавшимся русской религиозной философией, и особенно тематикой, связанной с концепцией «Москва – Третий Рим», можно простить её незнание. Но одно дело – поверхностное изложение, а совсем другое – глумливое перевирание и откровенное издевательство. Далее приведём ряд характерных цитат из опуса Гурко и Павлова-Пинуса. Итак, для затравки:

На Москве, не будем об этом забывать, с давних пор носились с метафорой «Третьего Рима». И хотя в этом именовании невозможно не чувствовать некоторый призвук не второсортности даже, а уже прямо «третьесортности», но всё же идея быть пусть третьим, а всё-таки Римом многим будоражила воображение.

Назвать этот пассаж просто безграмотным нельзя. Даже если за ним кроется всего лишь непонимание концепции Translatio Imperii, переноса сакральной и политической сущности Империи как хранителя устойчивого миропорядка, сам пассаж откровенно глумливый. Да и отношение авторов к понятию «Русский мир» явно враждебное:

О каком же «русском мире» толкуют его нынешние проповедники, о локальной общности, объединяемой, прежде всего, языком, или о мечтаниях, чтобы миру как целому быть в некотором смысле «русским» (пусть даже ценой кровопролитной войны) или уж вовсе не быть.

Очевидно, разбирающие некоторые тексты Царьграда (включая высказывания его учредителя Константина Малофеева, философа Александра Дугина и протоиерея Андрея Ткачёва) деятели ИФ РАН заранее уравняли для себя русскую православную имперскую идею с «кровопролитной войной». От которой такие «испуганные патриоты» и прячутся под чуждыми небосводами. Ёрничая оттуда даже над словами великого русского полководца Александра Суворова:

Институционализированные формы, соединяющие знание и практику, придавали мощь и обеспечивали живучесть имперскому проекту, а вовсе не какое-то поэтическое восклицание вида «Мы римские, какой восторг!..»

Пародия на уровне «Квартала-95». Причём характерно, что из крылатых суворовских изречений сотрудниками ИФ РАН взято не куда более известное и чаще цитируемое Царьградом «Мы – русские, с нами Бог». Думается, это отнюдь не из благоговейного нежелания не поминать Имени Божия всуе.

При этом критикуя научную деятельность Царьграда, сравнивая со временами, когда любой учёный должен был доказать то, что его труды не противоречат Священному Писанию, авторы теряют чувство меры. В пафосном желании стигматизировать Царьград, они доходят до того, что цитируют… на языке оригинала на двух страницах (!) своего текста печатный орган СС «Чёрный корпус». Поскольку наш текст не научный, а публицистический, позволим себе эмоциональное: что это было? Куда смотрят Роскомнадзор и другие компетентные органы?

Когда простота хуже воровства

Многое можно было бы списать на интеллектуальную малахольность либеральных пропагандистов из ИФ РАН, мало кому известных за пределами своего академического сегмента и некоторой части либеральной тусовки. Так ведь нет же, собственное убожество (что само по себе не грех) они пытаются транслировать на тех, кого элементарно не понимают. Зайдя на поле русского логоса, как известное домашнее животное в огород, причём чужой:

Все эти отвлечённые мечтания о третьих Римах и совершенно особой русской математике можно было бы счесть невинной глоссолалией юродивых, если бы не претензия исповедников «русского мира» на всестороннее осуществление своих идей на практике. Как ни странно, однако последние проблески связи с реальностью у носителей этих идей можно заметить именно здесь. У России, как, похоже, смутно подозревают эти самозваные «спасители» «Великой Руси», из которой в видах «спасения» до основания вылущено всё нерусское, нет ни единого шанса в противостоянии «Западу» (как, впрочем, и любой иной зрелой цивилизации).

Вспоминается старинный церковный анекдот, когда одна раба Божия очень долго приставала к старцу с просьбой благословить ей подвиг юродства. На что батюшка не сдержался и ответил: зачем тебе этот подвиг, ты и так дура. В ответ услышав: это я-то дура, у меня два высших! Как вариант: кандидатская степень по философии.

Жёстко? Пожалуй. Но, читая 16-страничную простыню двух научных сотрудников ИФ РАН, написанную в наш адрес в откровенно хамском стиле, более изящные аналогии не приходят. Особенно после их слов о сегодняшней ситуации как о «временах торжествующего «рашизма», т. е. идеологии путинской России, основанной на несочетаемых между собой идеях «русского мира», Святой Руси и смутных представлениях об имперской природе российской государственности».

Дальше больше: «один из дельцов, представляющих современный «русский мир», Денис Пушилин (ныне глава т. н. ДНР)». Или даже так: «война России с Западом, на смерть в которой посылают держатели акций поэтического патриотизма, будет гарантированно (!) проиграна». И паки: «для РФ ситуация и на фронтах, и внутри страны становится только хуже и хуже, если, повторимся, оценивать ситуацию в рациональном ключе». А ещё «т. н. спецоперация», канун которой именуется «надвигающимся безумием».

Один из «коллег» этих двоих из ифрановского ларца за нечто подобное уже схлопотал 25 лет с правом переписки. Готовы ли наши «оппоненты» из числа отнюдь не всемирных научных светил, которым хвалёный ими «рациональный Запад» едва ли спешит предоставить поместье в Вермонте, пострадать подобным образом? За русофобские идеалы руководства, ещё раз, государственного (!) института.

Один характерный пример. Апология официально признанного иноагента из руководства ИФ РАН, выглядящая вставным зубом в «критике» Царьграда. Этот подобострастный спич стоит процитировать:

«Наш коллега Рубен Апресян* был признан «иностранным агентом», что следует признать лишь незначительным прибавлением к обширному перечню признаний, которым он по праву располагает как видный специалист по этике».

Расследованию русофобской деятельности ифрановского «видного специалиста по этике» из числа иноагентов Царьград посвятил отдельный текст «Философия от Иуды: Предательство Русского мира академиками«. Если бы не он, статья в журнале Vox едва ли появилась. Но может ли она как-то помочь таким персонажам? Ответ очевиден. С точки зрения столь ценимой «независимыми исследователями» Гурко и Павловым-Пинусом рациональности, они лишь «закапывают» того же Апресяна со товарищи.

Зачем? Похоже, банально увлеклись. «Ради красного словца» не пожалели и Рубена Грантовича. И да, мы не сотрудники укронацистско-клоунского «Квартала-95» и искренне уважаем древний армянский народ, поэтому здесь никакой иронии: господин Апресян действительно Грантович. Но, как оказалось в итоге, во всех отношениях. Сколько таких в руководстве ИФ РАН, пока сказать сложно. Пусть калькулируют профессиональные «бухгалтеры» из компетентных органов.

Что с того?

Вообще подводить итоги очередного года деятельности руководства «особо опасной богадельни», каковым уже немало лет является ИФ РАН, дело неблагодарное. Да и не наше: Царьграду уж точно есть чем заняться, помимо расчистки авгиевых конюшен ифрановского «жёлтого дома».

Более того, если бы его руководство не занималось антигосударственной деятельностью, мы были бы рады информационно поддержать их начинания. Ведь философия – это действительно царица наук. Хотя и служанка богословия.

Но об этом как-нибудь в другой раз. Пока же можем пообещать только одно: времена спокойного грантоедства и бюджетопильства для ИФ РАН завершаются. Время философствовать по-русски.

__________________________________________________________

Внесён Минюстом России в реестр иноагентов

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ