Те, кто смотрел польский исторический художественный фильм Ежи Хофмана «Огнём и мечом» (1999 год), наверняка запомнили жестокого польского вельможу, сажающего на кол казачье посольство и призывавшего к аналогичным действиям в отношении всего казачества. Никакие доводы о милосердии на этого человека не действовали, окружающие в ужасе следовали в его тени, подчиняясь. Именно в таком образе предстал перед зрителями Иеремия Вишневецкий – малороссийский дворянин, ставший пугалом для Малороссии.

Портрет Иеремии Вишневецкого из семейного дворца в Вишневце

Вишневецкие – древний княжеский род, который вёл своё происхождения от литовского князя Ольгерда. После принятия православия они превратились в известных западнорусских аристократов, имевших огромные владения в западной Малороссии. Наиболее известный представитель рода Дмитрий Вишневецкий прославился своими подвигами в войнах против татар и покровительством тех, кто заселялся на пустующие земли в «Диком поле». До определенного момента никто не предполагал, что православный род станет известным гонителем казачества и последовательным сторонником Речи Посполитой.

Любопытно, что в «литовское время» (до 1569 года) в Малороссии не существовало такого жестокого антагонизма между высшими и низшими сословиями. Литовцы, будучи язычниками, редко преследовали православных, а позже даже сами крестились и ассимилировались. Будучи одной веры с «хлопами», Вишневецкие также следовали в русле русской политики и ничем не отличались от остальных западнорусских князей.

Анджей Северин в роли Иеремии Вишневецкого в фильме Огнем и мечом

Иеремия Вишневецкий родился в 1612 году в Лубнах на Полтавщине. Родители будущего недруга казачества были православными и покровительствовали окрестным монастырям. Существует легенда, что мать Иеремии заставила его дать клятву о том, что он никогда не изменит вере предков, однако юный князь не сдержал слова. В 1631 году он перешел в католичество и с фанатизмом новообращённого принялся служить новой конфессии.

Как известно, характер человека формируется в раннем детстве, а оно у Иеремии было тяжёлым. Когда ему было четыре года, умер отец – Михаил Вишневецкий. После этого семья очутилась в сложном положении, так как защитить её было некому, а в хаосе политической жизни Речи Посполитой можно было запросто стать жертвой интриг. Так, собственно, и произошло.

Некий королевский коморник Станислав Мышка подал в суд иск о возврате долга, не уплаченного ему Михаилом Вишневецким. По какой-то причине судьи обошлись с вдовой крайне жестоко, не только взыскав с неё деньги, но и обрекая на банницию ( изгнание). Не выдержав испытаний, Раина Могилянка-Вишневецкая умерла в 1619 году, оставив малолетних детей на родственников.

Вероятнее всего, на мальчика, рано ставшего сиротой, происходящее произвело крайне тяжёлое впечатление. Очень может быть, что озлобленность со временем превратилась в жестокость, которую он демонстрировал даже в ущерб своим интересам. Впрочем, жестокость была нормой жизни общества того времени. Было бы удивительнее, если бы Иеремия вырос гуманистом.

Детство и юность юный князь провел при дворе своего дяди – Константина Вишневецкого. Он закончил львовский иезуитский коллегиум, а потом отправился в путешествие по Европе. Вернувшись на Родину, он окончательно порвал с православием и принял участие в Смоленской войне.

Из Европы Иеремия привез многие знания, которые способствовали процветанию его владений. Польский историк Александр Яблоновский отметил, что Вишневетчина была «скорее удельным княжеством, нежели обычной магнатской латифундией». Около 30 городов и местечек приносили князю огромный доход, он процветал и занимался меценатством.

Художник Николай Самокиш. «Иеремия Вишневецкий сражается с Максимом Кривоносом под Махновкой»

Изначально владения Вишневецких находились достаточно далеко от регионов казачьих восстаний, однако в 1648 году всё изменилось. Богдану Хмельницкому удалось разбить посланные против него наёмные отряды, после чего вспыхнула уже практически вся Малороссия. В этом противостоянии Иеремии Вишневецкому довелось сыграть одну из главных ролей.

В отличие от большинства шляхтичей, Иеремия был весьма инициативным человеком. Он не стремился отсидеться и избежать участия в боевых действиях. Наоборот, с самого начала Вишневецкий жертвовал огромные средства на войско, а также формировал собственные отряды для борьбы с казаками.

Князь был достаточно талантливым человеком, однако не пользовался популярностью среди руководителей Речи Посполитой. По этой причине его всегда старались отодвинуть от непосредственного руководства военными операциями. Тем не менее он ярко проявил себя в битвах при Пилявцах и Берестечке, а пресловутая оборона Збаража стала легендой благодаря Генрику Сенкевичу и Ежи Гофману.

Однако «прославился» Иеремия не этим. По Малороссии прокатились мрачные слухи о его жестокости. Пленники, попадавшие в руки Вишневецкого, подвергались чудовищным пыткам, а потом отправлялись на кол. Сложно в этой ситуации понять, когда Иеремия просто удовлетворял свои садистские наклонности, а когда действовал в русле общей политики запугивания.

Своими действиями Вишневецкий очень напоминал другого деятеля – Влада Цепеша, воеводу-князя Валахии, сегодня больше известного, как граф Дракула. Тот также любил, когда люди корчились на колах, умирая в страшных мучениях.

Портреты рода Вишневецких в их дворце в Вишневце (Тернопольщина)

У казаков одно имя Вишневецкого вызывало дикую ненависть. Хмельницкий, общаясь с властями Речи Посполитой, называл его главным врагом казачества и винил князя в том, что его действия препятствуют заключению мира. Среди шляхты и магнатов также встречались те, кто считал Вишневецкого чрезмерно жестоким. Впрочем, заменить Иеремию было некем – остальная шляхта либо заботилась о своём кармане, либо не имела средств для ведения войны.

Битва под Берестечком стала фактическим финалом деятельности князя. Через некоторое время он заболел и умер. Его смерть была настолько неожиданной и ранней, что вызвала в польском лагере толки об отравлении. Польский современник Станислав Освецим (Stanisław Oświęcim) так описал кончину Иеремии Вишневецкого: «После кратковременной болезни скончался в лагере доблестный рыцарь князь Иеремия-Михаил Вишневецкий, воевода русский, муж для отечества полезный во всякое время, но преимущественно теперь, для текущей кампании; все войско о нем глубоко сожалело и, если бы это было возможно, готово было бы собственною кровью искупить его кончину».

Трагедию Речи Посполитой по смерти князя сложно переоценить – он был фактическим знаменем борьбы с казачеством. Его действия подстёгивали шляхту действовать энергичнее. Кроме того, в наёмных отрядах Вишневецкого сражались многие из тех, кто был польским патриотом. Всего этого поляки лишились в одночасье.

В настоящий момент сложно представить, чем закончилось бы восстание Хмельницкого, если бы Иеремия выжил. Князь принадлежал к числу лиц, которые критиковали власти страны за попытки переговоров с казаками. После заключенных перемирий Вишневецкий старался заново разжечь вражду, провоцируя казаков на жестокие действия.

К счастью, замены умершему князю в Речи Посполитой так и не нашлось. Война продолжалась ещё долго, вовлекая всё новых участников. В истории роль личности всегда является определяющей. Иеремия Вишневецкий, был страшным, но талантливым сыном своего века, своего рода образцом польского шляхетского патриота.

Аркадий ВЕРТЯЗИН