ФОТО: SERGEY NOVIKOV/SHUTTERSTOCK.COM

Война против России ведётся не только на украинском поле боя. Запад пытается разрушить нашу экономику. Его оружие – пресловутые санкции. Почему они почти не действуют и почему Россия так долго их терпела? Некоторые скрытые смыслы этого – в материале Царьграда.

Экономика в клочья? Почему-то нет

В феврале 2014 года началась Русская весна – возвращение Крыма и Севастополя в родную гавань. Одновременно начался период больших, убийственных, фатальных, как их только не называли, санкций, которые США и их союзники применяли к России. Их целью было остановить расширение страны и восстановление исторической справедливости.

Их целью было вернуть Россию в однополярный мир, в котором США (или, точнее, те силы, которые на самом деле управляют США, назовём их для простоты «глобалистами») самостоятельно, без оглядки на кого бы то ни было решают, как развиваться человечеству.

Уже в том же январе 2015 года тогдашний президент США Барак Обама сообщил, что «экономика России разорвана в клочья». Как оказалось, товарищ Обама несколько преувеличил действенность санкций. Экономика России не разорвалась в клочья ни в 2015, ни в ковидном 2020-м, ни в 2022 году.

Впрочем, нельзя сказать, что американцы не старались. После начала специальной военной операции на Украине – к 7 марта 2022 года Россия стала мировым рекордсменом по числу наложенных на нее санкций (до тех пор это почётное место в мировом сообществе занимал Иран). В марте число российских физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, достигло 7116. Примерно в то же время нынешний президент США Джо Байден совершил забавную, но очень характерную ошибку. В одной их своих речей он сообщил, что курс доллара в России поднялся до 200 рублей. Это было заявление, сделанное, как и семь лет раньше Обамой, в расчёте на огромную эффективность мер Запада по отношению к России. Ошибка была не в конкретной цифре, а в самом подходе. Предполагалось, что оказавшись в изоляции от западной экономики, Россия немедленно коллапсирует. Выяснилось, что ничего подобного не происходит.

Порядок, основанный на чужих правилах

В дальнейшем число санкций продолжало расти – и нет сомнений, что оно будет расти и дальше. Но раз установленный рекорд всё равно побить уже никому в мире не удастся, так что третий, пятый, десятый и так далее пакеты санкций Евросоюза, новые санкционные решения США уже не вызывали в мире такого интереса. Санкции вводились, Россия вводила ответные, ситуация в экономике России оказывалась лучше, чем в экономиках всех стран Европы, война продолжалась.

Сейчас уже совершенно очевидно, что пресловутые санкции никогда не будут отменены. Новый мировой порядок будет построен на взаимной «отмене» Запада и России и изоляции запада, то есть англосаксов и их сателлитов, от остального человечества. Но вот вопрос, который сегодня представляется отнюдь не праздным: а почему вообще ситуация «войны санкций» стала возможной? Почему возникло представление об их убийственной эффективности? И можно ли представить себе мир, в котором санкции против США первой вводит Россия? И за что, например?

Англосаксы в последнее время полюбили говорить о «миропорядке, основанном на правилах». Санкции применяются к нарушителям правил. Правила устанавливает по своему усмотрению гегемон. Почему он является гегемоном? Потому, что именно он эмитирует фактически единственную мировую резервную валюту. В этой связи его ВВП вместе с сателлитами составляет примерно половину всей мировой экономики (а ВВП России в этой системе подсчётов – от 2% мировой экономики в номинальных долларвх до 4% при пересчёте по паритету покупательной способности). Тот, кто богаче всех, командует всеми, кто беднее. По сути, это и есть то единственное правило, которым должен руководствоваться мир в представлениях Запада. Если, конечно, оставить в стороне болтовню о «ценностях» и «демократии».

Почему же «правила» оказались неэффективными по отношению к России, а санкции за нарушение этих правил подействовали, но совсем не так, как предполагалось? Потому, что не обеспеченные ничем деньги – это, конечно, хорошо, если все согласны ими расплачиваться. Но, как писал один, что характерно, английский экономист парой веков ранее, «не нужно золота ему, когда просто продукт имеет». С точки зрения «простого продукта» Россия контролирует не 2 и не 4% мирового ВВП, а примерно четверть энергоносителей планеты. В «мире, основанном на правилах», санкции должны ограничивать перемещение этих энергоносителей – но страдают от санкций все, и потребители даже в большей степени, чем те, что поставляют нефть и газ.

Санкции нужны были раньше

Представления России о том, как должен быть устроен мир, не похожи на американские. Россия не желает всемирной гегемонии. Но что, если бы она вела себя так, как сейчас пытаются вести себя США, ограничивая суверенитет и самостоятельность других стран. За что в одностороннем порядке накладывали бы санкции на США мы?

Нетрудно сказать: совершенно очевидно, что США являются самым агрессивным государством на планете. Они буквально только и делают, что развязывают войны.

Принято считать, что в XXI веке США стали инициаторами множества войн в разных странах мира. Вот некоторые из них.

  • Войну в Афганистане США развязали в 2001 году. В 2014 Обама объявил, что скоро всё закончится и американские войска уйдут из Афганистана, но реально отступление сыграл только Джо Байден – в августе 2021 года. Это было позорное бегство. Война продолжалась 20 лет и, по самым скромным подсчётам ООН, унесла жизни 21 тысячи мирных жителей.
  • В 2003 году началась война в Ираке. Чтобы её развязать, США потребовалось лгать в ООН о наличии у иракского лидера оружия массового поражения и химического оружия. Ирак был включён президентом США Бушем в «ось зла» – вместе с Ираном и Северной Кореей. Считается, что война в Ираке продлилась до 2011 года. На самом деле, правильнее считать, что она продолжается до сих пор. Считается, что непосредственными жертвами войны стало около 300 тысяч иракцев – но это данные самих США, в Ираке называют совсем другие цифры.
  • В 2011 году США и их союзники вторглись в Ливию и уничтожили ливийское государство. (Нельзя не отметить, что косвенную вину за это несет и Россия, которая вместе с Китаем воздержалась при голосовании в Совбезе ООН, вместо того чтобы наложить вето на западную резолюцию.) Война в Ливии продолжается до сих пор – уже без прямого участия США и НАТО. Количество жертв слабо поддаётся подсчёту, но далеко превосходит 4 тысячи непосредственных жертв натовских бомбардировок.
  • В 2011 году началась война в Сирии. Принято считать, что США непосредственно вмешались в войну в 2014 году, хотя Обама разрешил своим спецслужбам и военным помогать сирийским мятежникам ещё в 2012-м. После интервенции США в Сирии погибло не менее 220 тысяч человек – это снова данные ООН. Стабилизировать ситуацию в Сирии удалось только благодаря непосредственному вмешательству России.
  • Кроме этих войн, у нас сравнительно известных, за то же 20 лет США воевали в Африке – в Либерии и Камеруне, а также в Йемене – на Аравийском полуострове. Везде – за свою гегемонию.

Везде, кроме Сирии, Россия ограничивалась фактически кротким укором в адрес агрессора. А что было бы, если бы накладывали санкции и какие санкции это могли бы быть?

Ответить на этот вопрос ретроспективно совсем не сложно: если США наносят по нам удары, ограничивая нашу торговлю, то и Россия могла бы гораздо раньше 2022 года начать делать то же самое: то есть прекратить или ограничить поставки нефти и газа, а также перестать следовать международному законодательству в сфере авторских прав. Ограничение поставок русских энергоносителей уже вызвало многократный рост цен в Европе – и это только начало.

Почему Россия не делала такого раньше? Может быть, в самом деле наша финансовая система была к этому не готова. А может быть, сохранялась иллюзия возможности договориться – пытались ведь договариваться вплоть до января 2022-го…

Но больше попыток не будет. «Мир, основанный на правилах», продиктованных США, перестал существовать.

Что с того

Россия – удивительная держава. На международной арене она (в отличие от западных «партнёров») действует по правилам. По правилам, прописанным после Второй мировой войны в Уставе ООН. По правилам международных отношений. Наша огромная беда в том, что мы придерживались этих правил до последней возможности и даже ещё дольше. И требовали того же от Запада. Притом что прекрасно понимали: для Запада правила – это то, к чему их можно принудить силой. СВО на Украине и начало прямого противостояния с Западом было великим благом – Россия наконец оказалась в ситуации, когда возражать словами бандиту с пистолетами в руках можно больше не пытаться. На войне как на войне.

АНДРЕЙ ПЕРЛА