ФОТО: PRESIDENT.GOV.BY

Президент Белоруссии Александр Лукашенко бьёт рекорды по числу международных визитов за последние месяцы. Поездка в Иран сразу после политического рандеву с Си Цзиньпином в Китае заставила аналитиков наморщить лбы в попытках разгадать – что (или кто) стоит за челночной дипломатией белорусского лидера?

Дело в том, что пока Лукашенко в Тегеране проводит переговоры с президентом Ирана Ибрахимом Раиси, Москва уже на следующей неделе ждёт в гости председателя КНР.

Совпадение? Не думаем.

Анти-НАТО

Ещё в 2021 году эксперты издания The Trumpet пришли к выводу, что Москва создаёт в Азии военный союз «библейских размеров» в противовес НАТО, которая сможет защититься от любых врагов. По их версии, новый альянс должен пройти по оси «Белоруссия – Россия – Китай – Иран».

Среди аргументов в пользу этой версии приводилось необычно интенсивное участие России в военных учениях на азиатском континенте, заключение ряда межправительственных соглашений между Москвой и Тегераном.

Аналогичные документы были подписаны между Ираном и Китаем, который в течение 25 лет обязался инвестировать 400 миллиардов долларов в 10 отраслей иранской экономики. Вдобавок Пекин и Тегеран ещё тогда отвесили США увесистую оплеуху, полностью исключив из межгосударственных расчётов доллар.

После начала специальной военной операции, лавины санкций против России и Белоруссии, а также угроз и политических провокаций в сторону Ирана и Китая контуры альянса обозначились ещё чётче.

Не только булат, но и злато: экономический аспект

Известный белорусский эксперт Юрий Шевцов отмечает, что основной линией в белорусско-иранских отношениях сегодня являются не столько, собственно, двусторонние отношения, сколько общее поступательное движение вперёд в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Белоруссия наконец стала полноценным членом организации, Иран – на очереди.

Интеграция такой огромной страны, как Иран, в ШОС является своего рода геополитическим землетрясением. Оно требует от ШОС масштабных проектов и создаёт условия для них. И эти проекты уже наметились,

– рассказал Шевцов в интервью «Взгляду».

Поговаривают, что интерес к Шанхайской организации сотрудничества проявляют Египет, Саудовская Аравия и Катар. Так что Лукашенко прилетел в страну, которая двигается «в одном с Белоруссией смысловом направлении».

Кроме того, оказавшись в одной санкционной лодке с Тегераном, Минск живо интересуется технологическим опытом, благодаря которому Иран остался на плаву даже вопреки 4 тысячам наложенных на него рестрикций.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Олег Гайдукевич считает, что пример Ирана очень показателен для Белоруссии в том смысле, что не надо бояться санкций и попыток изоляции. Страны Запада с усердием, достойным иного применения, пытались задушить эту страну, но она выстояла. Так же, как это сделали участники Союзного государства.

У нас с Ираном товарооборот за прошлый год возрос в три раза – до 100 миллионов долларов. И основная цель визита президента страны – ставка на торгово-экономическое сотрудничество. Мы должны увеличить товарооборот в разы. Перспективы для этого есть,

– сказал Гайдукевич в студии «Альфа-Радио».

Сам Лукашенко подчеркнул, что за последние годы Иран и Белоруссия осознали, насколько они необходимы друг другу. Действительно, обе страны пережили массовые протесты, сохранив суверенитет и устойчивость власти. В этом плане дальнейшее сближение этих государств логично и полностью оправданно.

В ответ иранский лидер Ибрахим Раиси заявил, что Тегеран готов делиться с Минском своим опытом противостояния санкциям и подписал дорожную карту, которая предусматривает всестороннее сотрудничество в политической, экономической, консульской и научно-технической сферах.

Россия как фундамент союза

Москва, в свою очередь, также развивает с Тегераном военно-техническое сотрудничество, а некие захваченные на Украине образчики натовских вооружений, как утверждает западная пресса, отправляются иранским инженерам на ознакомление.

Кроме того, Россия и Иран начинают форсировать развитие международного транспортного коридора «Север–Юг» (из России через Закавказье в Иран и далее в Индию и другие страны), затрагивающего Азербайджан, который должен стать одним из ключевых элементов данного коридора. В этом русле слухи о строительстве белорусского порта в районе Астрахани кажутся вполне органичными.

Добавим, что в орбиту нового геополитического миропорядка активно вовлекается и Саудовская Аравия. Не так давно Эр-Рияд отвесил США нефтяной щелчок по носу (не без влияния России) и сенсационно (не без влияния Китая) помирился с давним врагом – Ираном.

Кроме того, некоторые эксперты высказывают версию, что Лукашенко по согласованию с Москвой и Пекином также взял на себя роль посредника в контактах между Тегераном и Баку, дабы предотвратить возможный военный конфликт между Турцией и Ираном.

Что с того?

Таким образом, Белоруссия интегрируется в новый восточный союз, где объединяются –прежде всего экономические – интересы таких крупных держав, как Россия, Китай, Иран и Саудовская Аравия. Военный аспект сотрудничества – тема закрытая, однако можно предположить, что новые центры силы составят достойную конкуренцию «оборонительному» блоку НАТО.

АННА СМАГИНА