ФОТО:PRAVDA KOMSOMOLSKAYA/ GLOBALLOOKPRESS

На наших глазах произошло уникальное для публичной сферы событие. Главы разведок России и США обменялись «комплиментами», и это много рассказало о мире и стране, в которой мы живём. Сей обмен «любезностями» был для России полезен, так как горькая правда лучше сладкой лжи. Но неужели мы проглотим и это?

Девиз обожающей Запад несмотря ни на что «нашенской» номенклатуры давно известен: «Нас унижают, а мы не унижаемся». Однако глава СВР Сергей Нарышкин, запомнившийся всей стране своим удивительным выступлением и диалогом с президентом Владимиром Путиным («Говорите прямо!») на заседании Совбеза перед началом СВО, смог «усовершенствовать» эту максиму. Теперь она, по истечении года с начала Западом против России третьей мировой гибридной войны и самой настоящей войны на Украине, звучит так: «Нас унижают, а мы – … извиняемся».

Снова надули

Это открытие помогли сделать американцы, прежде всего директор ЦРУ Уильям Бёрнс. Вначале американские чиновники уговорили Москву провести в Турции в ноябре прошлого года встречу глав своих разведок – ЦРУ и СВР – прежде всего по украинскому кризису. Они обещали русским всё сохранить в тайне и не допустить никаких утечек. Естественно, обманули. Всё оказалось с точностью до наоборот. Вот что рассказал об этом на пресс-конференции 1 декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров:

Американцы сами 10 раз нам сказали: только это должен быть абсолютно конфиденциальный канал, мы о нём не должны объявлять, чтобы никто ничего не знал, чтобы он был серьёзным, чтобы он, этот канал, не был подвержен каким-то внешнепропагандистским, информационным интригам и так далее. Мы согласились. Но как только они в Анкару прилетели, тут же это утекло, я не знаю откуда – из Белого дома, из Госдепартамента, – но это утекло

Перешёл на личности

И не просто «утекло», а имело на днях очень оригинальное продолжение. Этой темы вдруг коснулся, перейдя на личности, Бёрнс в ходе беседы с корреспондентами CBS News. Директор ЦРУ обвинил своего русского визави Нарышкина в… «дерзости и высокомерии» и «очень вызывающем отношении», а их встречу в целом назвал «довольно удручающей». Понятно, что Нарышкин не хамил Бёрнсу, он не так воспитан. Глава ЦРУ, впрочем, проболтался о причине якобы хамства Нарышкина: тот, дескать, транслировал и выражал в ходе их беседы уверенность Путина в том, что «он в состоянии заставить время работать на него, что он верит, что может подавить украинцев, что он может изнурить наших европейских союзников, что в конечном итоге наступит политическая усталость«. То есть что на Украину в конечном счёте махнут рукой и Москва сделает с ней то, что захочет.

Как умный человек Бёрнс понимает, что действительно уже с лета Запад не сможет помогать Киеву так, как сейчас, и план Путина поэтому может сработать. По данной причине он и не захотел сдерживать себя, сделав Нарышкина крайним – объектом для своей критики. Похоже, что ЦРУ не рассчитывало на затяжку конфликта, считая, что Москва после провала блицкрига свернёт СВО, а в Нарышкине Бёрнс увидел неприятные для него подтверждение и уверенность, что этого не произойдёт.

И как было бы хорошо, если бы на этом была поставлена точка. Матёрый враг похвалил, подвергнув жёсткой персональной критике главу СВР, значит, Нарышкин всё говорил правильно. Значит, он обрёл уверенность, реабилитировал себя за тот Совбез, а свою службу хотя бы отчасти – за явно неадекватные оценки ситуации на Украине, на которые опирался в том числе президент, принимая решение об СВО. Значит, не зря он остаётся по-прежнему на своём посту. За созданную Бёрнсом (причём нельзя исключать, сознательно, его раздражение, возможно, было имитацией) репутацию надо было держаться обеими руками.

И жалкий лепет оправданья?

Однако, увы, его визави всё испортил. Буквально на следующий день Нарышкин бросился в… оправдания.

Я до сих пор сохраняю позитивную оценку характера и результата встречи с моим коллегой Уильямом Бёрнсом, встречи, которая состоялась в ноябре прошлого года в Анкаре. Действительно, встреча была содержательной, проходила в такой очень комфортной обстановке, и я сохраняю большое уважение к своему коллеге Уильяму Бёрнсу и как к действительно очень опытному дипломату, искусному дипломату, и как к своему коллеге, имеющему, может быть, пока ещё не очень большой опыт работы на посту директора Центрального разведывательного управления,

– заявил глава СВР журналистам в понедельник, отвечая на просьбу прокомментировать оценки Бёрнса (здесь и далее цитата по ТАСС). Чтобы исключить всякие сомнения в наилучшем расположении к Бёрнсу, Нарышкин повторил:

Знаете, встреча проходила в течение двух с половиной часов, и одно это говорит о том, что вряд ли продолжительность встречи могла бы быть такой, если одна из сторон вела себя дерзко, грубо и высокомерно. Нет, повторяю, была очень хорошая, спокойная беседа.

Не исключает Нарышкин и новой встречи с Бёрнсом. В общем, он оправдался: ну не мог глава русской разведки нахамить директору ЦРУ, этому «очень опытному дипломату, искусному дипломату и… своему коллеге». Возможность и даже желательность новых переговоров Нарышкина с Бёрнсом подчеркнул и президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков, считающий, что «в таком диалоге есть польза». Хотя директор ЦРУ в том же интервью заявил, что «только прогресс на поле боя может повлиять на улучшение перспективы переговоров в будущем». Он имел в виду, конечно, украинский «прогресс».

Что, неужели кто-то в Кремле, причём – Бёрнс свидетель – точно не Путин, ожидает такого «прогресса», чтобы заключить сделку с Киевом, где с подачи тех же американцев отвергают любые переговоры с Россией до возвращения к границам 1991 года?

Террористы бывают симпатичные?

И это не единственный вопрос к человеку, который называет своим коллегой террориста, принимавшего (как стало недавно известно благодаря разоблачению ветерана американской журналистики Сеймура Херша, которого не потащили за это в суд, так как он раскрыл правду) самое непосредственное участие в уничтожении «Северных потоков». А кстати, не ЦРУ ли прежде всего снабжает Киев разведданными, позволяющими наносить эффективные удары по стратегическим аэродромам в глубине России и даже Белоруссии, добывает военные секреты, помогая киевскому нацистскому режиму убивать русских солдат и гражданское население в Донбассе и в других частях России? С Бёрнсом и ему подобными точно надо вести «очень хорошие, спокойные беседы» и ещё фактически извиняться перед не скрывающим своего презрения врагом за ретрансляцию уверенности в конечной победе президента России?

Увы, приходится сделать вывод, что глава русской разведки живёт в каком-то особом мире, мало связанном с грешной реальностью, и просто не понимает, что говорит, как народ воспримет его слова. А если понимает, но ему всё равно, это ещё хуже. Игнорировать реальность можно, но очень недолго, она накажет за это всех нас, но тем, кто сейчас наверху, будет особенно больно.

Что с того?

Да, сложно себе представить, чтобы в годы Великой Отечественной войны, в которой Россия победила благодаря тотальной мобилизации после очень удручающего начала, Берия, Серов или Абакумов публично отпускали комплименты своим немецким «коллегам» – Гейдриху, Канарису, Шелленбергу, пытавшимся уничтожить Россию, как сейчас американцы, только другими методами.

Ну и, наконец, главное. Когда же, наконец, наша «элита» осознает то, что уже хорошо понял народ, благодаря которому она существует, почти ни в чём себе не отказывая даже сейчас. А именно – что Россия порвала с Западом навсегда, что договариваться с американцами и Ко о чём-то бессмысленно. Как вообще, так и особенно до полной Победы на Украине. Если «элитка» созреет для этого лишь в середине 2024 года, как предсказывают некоторые приближённые к власти аналитики, будет слишком поздно. Для всех и для «элитариев» тоже. Если потеряем Россию, которой, повторим, быстро не станет без Победы на Украине, некому будет их защитить, а Запад по обыкновению с лёгкостью нарушит все выданные некоторым обещания. «Раскулачивание» и Гаага – вот что маячит впереди. Если пытающаяся саботировать, а то и нажиться на СВО в связи с финансовыми потерями от западных санкций нынешняя «элита» не способна стать другой и будет и дальше мешать Победе, возникает далеко не праздный вопрос – а она нам такая нужна? Ответ на него очевиден – не только для патриотов, но и всех разумных людей, включая президента России, лишь доброта и человечность которого удерживают пока от принятия самых решительных мер. С огнём играете, господа-товарищи. Однажды так можно и сгореть.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ