В первые месяцы российской спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины многие западные политики и  натовские военачальники излучали уверенность в скором поражении России.

Президент США Джо Байден, госсекретарь США Энтони Блинкен, генсек НАТО Йенс Столтенберг, бывший командующий армией США в Европе Бен Ходжес, президент и премьер Польши Анджей Дуда и Матеуш Моравецкий, румынские, чешские, словацкие, итальянские, испанские, португальские, канадские правительственные чиновники и военные – все пророчили скорую победу ВСУ и разгром ВС России.

Всё оказалось наоборот. Война пошла так, как никто не ожидал. Не произошло быстрой капитуляции Украины (США запретили Зеленскому вести переговоры с Кремлём), не состоялся быстрый разгром российской армии (хотя она наступает в меньшинстве против численно большего противника), не предвидится крушения российской экономики (ВВП России снизился всего на несколько процентов), не случилось спасения Западом украинской экономики (ВВП Украины упал на 30-40%), финансовых и военных запасов НАТО не хватает на обеспечение киевского режима.

Прогнозы, которыми удивляли мир американские генералы в эфире CNN, BBC и т.д., оказались просто болтовнёй. Бывший высокопоставленный военный Дэниэл Дэвис (Daniel Davis) на страницах 19FortyFive признаёт: в США имеют отношение к армейской службе 1% населения, из этого числа едва ли 10% видели в жизни настоящий бой. Из 335 млн американского населения реальным боевым опытом обладают 0,0003%. Вывод Дэвиса: не стоит верить предсказаниям американских генералов о возможности победы Украины над Россией, ибо победы не будет, а генералы сами не понимают, что говорят.

Российская армия воюет так, как на её месте воевала бы любая другая армия мира. Она воюет не быстро и не медленно, а так, как надо в текущих реалиях. Автор The American Conservative Тед Карпентер (Ted Galen Carpenter) в статье «Необоснованный оптимизм» (Unwarranted Optimism) увидел здесь параллели с Гражданской войной в США 1861 – 1865 гг.между северянами и южанами (конфедератами).

Вступив в войну малыми силами, президент Линкольн надеялся одолеть южан за несколько недель, но скоро понял, что это невозможно. Вместо первоначальных 75 тыс. солдат он мобилизовал 500 тыс., а потом всех мужчин 20-45 лет.

Первые успехи южан заставили многих поверить, что они скоро победят. К тому же, им симпатизировали Лондон и Париж. Но чем дольше длилась война, тем явственнее становилось, что война на истощение невыгодна Югу. Северные штаты были индустриально более развиты, их населяли 22 миллиона человек. Население южных штатов составляло 8 миллионов, у них почти не было промышленности. В распоряжении северян была густая сеть железных дорог, у южан их было мало.

Линкольн поменял армейское командование. Морские порты Юга были заблокированы. На суше генерал Уильям Шерман прошёлся по позициям южан в Джорджии и Северной Каролине, занимая их ключевые города и перемалывая живую силу. Генерал Улисс Грант перерезал коммуникации конфедератов вдоль Миссисипи, предельно затруднив им снабжение. Постепенно южане лишились денег, боеприпасов, людей и проиграли войну.

Карпентер уверен: судьба южан – это судьба Украины, а стратегия северян – это стратегия ВС России. Поэтапный разгром промышленной и энергетической инфраструктуры Украины, блокирование её морских портов (Одесса, Николаев),  перемалывание её живой силы, когда население России составляет 146 млн, а Украины – 20-30 млн, с каждым днём приближает поражение киевского режима. Карпентер советует Зеленскому «воспользоваться шансом и начать продуктивные переговоры, чтобы закончить войну и гарантировать нейтральный статус Украины, пока дело не дошло до её разгромного поражения, как это случилось с чересчур самоуверенными конфедератами».

Для американцев Украина всё больше ассоциируется с Афганистаном 1980-х годов. Американские советники, агенты ЦРУ, поставки западными странами оружия и развединформации, деньги из Саудовской Аравии продлили афганскую войну на годы. Те же действующие лица орудуют на Украине и сегодня. Вот и саудиты нарисовались в Киеве, пообещав попрошайке в зелёной майке $410 млн.

В 2022 году Киев получил от Запада больше оружия, чем Кабул за последние десять лет ($46,6 млрд против $43,4 млрд). Украина превращается для Пентагона в такую же воронку, что и афганская эпопея. Больше Вашингтон тратил только на войну в Корее (1950 – 1953), Вьетнаме (1965 – 1975) и Ираке (2003 – 2010).

Чем дальше от США и ЕС, тем меньше поддержка Украины. Среди американцев она равна 77,5%, среди европейцев 55,8%, а в остальном мире не превышает 16,5%. Вашингтон потратил на содержание Украины и её армии на 33% больше средств, чем составили затраты Москвы на спецоперацию. Это больше, чем получили первые шесть основных получателей американской военной помощи, вместе взятые (Израиль, Афганистан, Египет, Ирак, Иордания). И это не считая помощи из стран ЕС и НАТО, а также из таких экзотических уголков планеты как Колумбия, Тайвань, Израиль, Камбоджа, Исландия, Австралия, Новая Зеландия, Марокко и та же Иордания.

В Вашингтоне и Брюсселе уже давно осозналичто война идёт по невыгодному для них сценарию.

Валентин ЛЕСНИК