ФОТО: TSITSAGI NIKITA/GLOBALLOOKPRESS, ЦАРЬГРАД. КОЛЛАЖ:

Первый год это войны вместил в себя несколько фаз. В каждой из них многое менялось в России, на Украине, в мировом сообществе.

Первая фаза: успехи

Первая резкая фаза ознаменовалась успехами России: в её ходе русские войска с севера прошли Сумы, Чернигов и дошли до Киева, она была встречена шквалом ярости на Западе. Москва доказала серьёзность своих намерений в освобождении Донбасса и стремительным броском из Крыма установила контроль ещё над двумя областями – Херсонской и Запорожской, а также над частью Харьковской области.

С трудом, но был взят стратегически важный город ДНР Мариуполь. В целом, Россия, когда действовала молниеносно и неожиданно, добилась в самом начале операции существенного успеха. Однако мы не знаем до конца, какие ошибки были осуществлены на этом этапе, которые привели к последующим неудачам. Этот вопрос ещё только требует своего изучения. Но наверняка они были сделаны.

В целом эта фаза длилась первые два месяца СВО. Россия расширяла своё присутствие, справлялась с санкциями и беспрецедентным давлением, закреплялась в регионах, устанавливала ВГА.

При наличии наглядных и весомых успехов Москва была готова к переговорам, которые бы закрепили военные достижения политическими. С неохотой на переговоры соглашался и Киев.

Вторая фаза: закономерный провал переговоров

Но далее началась вторая фаза. Здесь в полной мере дали о себе знать военно-стратегические просчёты в планировании операции, неточность прогнозов и провал не исполнившихся ожиданий как со стороны реакции местного населения, так и в отношении готовности ряда украинских олигархов на определённых условиях поддержать Москву.

Наступление захлебнулось, и на некоторых направлениях Россия была вынуждена отступать с занятых позиций. Военное руководство попыталось добиться каких-то результатов через переговоры в Стамбуле, но это никаких успехов не принесло.

Переговоры утратили смысл, поскольку Киев почувствовал, что может решить конфликт в свою пользу военным образом.

С этого момента Запад, подготовив общественное мнение яростной русофобией первой фазы, стал снабжать Украину всеми формами летального оружия в беспрецедентных масштабах. Ситуация начала понемногу ухудшаться.

Третья фаза: патовая ситуация

Летом 2022 года ситуация начала становиться патовой, хотя по некоторым направлениям у России были и определенные успехи. К концу мая взяли Мариуполь.

Третья фаза длилась до августа. В этот период в полной мере дало о себе знать противоречие между пониманием СВО как стремительной и быстрой операции, которая должна была перейти в политическую фазу, и необходимостью вести боевые действия против прекрасно вооружённого противника, который получил логистическую, разведывательную, технологическую, коммуникационную и политическую поддержку всего Запада. Причём на фронте огромной протяженности.

Москва всё ещё пыталась продолжать вести СВО по изначальному сценарию, не желая беспокоить общество в целом и не обращаясь к народу напрямую. Это породило противоречие в настроениях фронта и тыла, привело к рассогласованию в военном командовании. Руководство России не хотело впускать войну внутрь себя, всячески откладывая назревший к тому времени императив частичной мобилизации.

В этот период Киев и Запад в целом перешли к террористической тактике – убивая мирных людей в самой России, взорвав Крымский мост и затем – нитки газопроводов «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2».

Четвёртая фаза: киевский режим контратакует

Так мы вошли в четвёртую фазу, которая ознаменовалась контрнаступлением ВСУ в Харьковской области, уже частично перешедшей под контроль России в самом начале СВО. Активизировались атаки украинцев и на остальных участках фронта, а массовая поставка установок HIMERS и обеспечение ВСУ закрытой системой спутниковой связи Starlink в сочетании с рядом других военно-технических средств создала для русской армии серьёзные проблемы, к которым на первом этапе она оказалась не готовой.

Отступление в Харьковской области, потеря Купянска и даже Красного Лимана, города на территории ДНР, стало результатом «войны наполовину» (по точному определению Владлена Татарского). Участились атаки и на «стары» территории – регулярными стали обстрелы Белгородской, Курской областей. Отдельные цели враг поражал беспилотниками и в глубине территории России.

Больше одновременно воевать и не воевать, то есть сохранять общество на дистанции от того, что происходило на новых территориях, было невозможно.

В этот момент СВО и превратилась в полноценную войну. Точнее, это свершившееся превращение наконец-то всерьёз осознали в российских верхах.

Пятая фаза: решительный поворот

За этими провалами последовала пятая фаза, которая, хоть и существенно запоздала, изменила ход вещей.  Путин предпринял следующие шаги: объявил о частичной мобилизации, перестановках в военном руководстве, создании Координационного совета по спецоперации, переводе военной промышленности на усиленный режим, ужесточении мер за срыв гособоронзаказа и т.д.

Кульминацией этой фазы стало проведение референдума о присоединении к России в четырёх субъектах – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, решение Путина об их принятии в состав России и его программная речь 30 сентября по этому случаю, где он впервые со всей прямотой заявил о противостоянии России западной либеральной гегемонии, о полной и необратимой решимости строить многополярный мир и о начале острой фазы войны цивилизаций, где современная цивилизация Запада была объявлена «сатанинской«. В своей более поздней Валдайской речи президент ещё раз подтвердил и развил главные тезисы.

И хотя уже после этого Россия была вынуждена сдать Херсон, отступив ещё дальше, атаки ВСУ были остановлены, оборона контролируемых рубежей усилена и война вошла в новую фазу.

Как следующий шаг эскалации началось регулярное уничтожение Россией военно-технической, а подчас и энергетической инфраструктуры Украины ракетно-бомбовыми ударами.

Началось очищение общества изнутри: предатели и пособники врага покинули Россию, патриоты перестали быть маргинальной группой, их позиции беззаветной преданности Родине стали – по крайней мере внешне – этическим мэйнстримом. Если раньше либералы составляли системные доносы против всех, кто хоть как-то проявил свои левые или консервативные взгляды, критические в отношении либералов, Запада и т.д., то теперь, напротив, любой носитель либеральных настроений автоматически подозревался в том, что он является как минимум иноагентом, а то и предателем, диверсантом и пособником террористов. Публичные концерты и выступления открытых противников СВО стали запрещаться. Россия начала путь к своему идеологическому преображению.

Шестая фаза: снова равновесие

Постепенно фронт стабилизировался и возникла новая патовая ситуация. Сейчас никто из противников не может переломить ход событий. Россия усилилась мобилизованным резервом. Москва поддержала добровольцев и особенно ЧВК «Вагнер», которой удалось добиться значительных успехов в переломе военных действий на локальных театрах военных действий. Многие необходимые меры по снабжению армии и поставке необходимого оборудования были предприняты. В полной мере развернулось волонтёрское движение.

Война вошла в русское общество.

Эта шестая фаза длится до настоящего времени. Она характеризуется относительным равновесием сил. Обе стороны решающих и переломных успехов добиться в таком состоянии не могут. Но и Москва, и Киев, и Вашингтон готовы продолжать конфронтацию столько, сколько потребуется.

Иными словами, вопрос о том, как скоро закончится конфликт на Украине, утратил свой смысл и актуальность.

Мы только сейчас по-настоящему вступили в войну, осознали этот факт. Это своего рода бытие-в-войне.  Трудное, трагическое и болезненное бытие, от которого русское общество давно отвыкло, да большинство войны толком и не знало.

АЛЕКСАНДР ДУГИН