ОРУЖИЕ, СДАННОЕ ГРЕЧЕСКИМИ КОММУНИСТАМИ. ФОТО: MFA.GR

Эту дату и её последствия не вспомнят сегодня ни в одной стране, кроме Греции, хотя они напрямую повлияли на новейшую историю Европы, судьбу всего мира и России прежде всего. Давайте это сделаем мы.

Не будем томить. Речь идёт о Варкизском соглашении от 12 февраля 1945 года между греческими левыми и марионетками Лондона. Оно завершило первый этап гражданской войны в Греции и было непосредственно связано с Ялтинской конференцией и согласием Британии на переход под власть России половины Европы. Добро на то же со стороны США Сталин обеспечил признанием итогов Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции годом ранее, которые Москва после смерти президента Франклина Рузвельта реализовывать отказалась.

Без сделки с Уинстоном Черчиллем, членом «большой тройки», не было бы успеха в Ялте. Но он был куплен Москвой дорогой – для греков – ценой. Это будет также рассказ об уникальной и почти неизвестной в России странице Второй мировой войны, когда британцы оказались хуже гитлеровцев. А также о том, как на Западе на самом деле относятся к правам человека, свободе и демократии, соблюдают договорённости и держат слово, когда это не отвечает западным геополитическим интересам.

О чём договаривались

Смысл Варкизского соглашения, заключённого в пригороде Афин между греческими коммунистами и руководством антинацистского сопротивления ЭАМ-ЭЛАС, контролировавшими в качестве реальной власти 90% территории страны, с вернувшимся в Грецию из эмиграции в обозе «освободителей» старым королевским правительством, опиравшимся на вчерашних подручных нацистов и британские штыки, заключался в следующем. Вспыхнувшие в начале декабря 1944 года в Афинах военные действия между договаривающимися сторонами прекращались. Объявлялись отмена военного положения и амнистия всем политическим заключённым, освобождение заложников, военнопленных, установление в стране свободы слова, печати, собраний, профсоюзов.

Правительство обязывалось очистить государственный аппарат от лиц, сотрудничавших с немецкими оккупантами, разоружить все вооружённые отряды и создать неполитическую национальную армию. Членам ЭАМ-ЭЛАС после разоружения разрешалось участвовать в политической деятельности. Никаких реальных гарантий, что Афины и Лондон будут выполнять это соглашение, естественно, не было.

Они его и не выполняли: террор новых властей против бывших повстанцев начался почти сразу после того как те сдали оружие. Их массово бросали за решётку, мучили и убивали. В результате в 1946 году в Греции запылала ещё более страшная и кровопролитная гражданская война, которая завершилась, после подключения к ней США, победой правительства в октябре 1949 года.

Им отрубали головы

Не все члены ЭЛАС приняли Варкизское соглашение, так как прекрасно понимали, что с ними сделают. Главнокомандующий повстанческой армией коммунист Арис Велухиотис с группой сторонников отказался разоружаться и ушёл в горы. В июне 1945 года его отряд был окружён и уничтожен, а голова 39-летного командарма выставлена на главной площади города Трикала. Британский посол в Греции Липпер прокомментировал это так:

Выставление отрубленных голов на площадях – старинный обычай в этих краях, о котором не стоит судить по западноевропейским меркам.

С участвовавшим в переговорах в Варкизе генералом ЭЛАС Сарафисом, помотавшимся до этого по тюрьмам, расправились в 1957 году. Он погиб в Афинах под колёсами автомобиля, которым управлял американский военнослужащий. Если так жестоко поступали с большим начальством, с рядовыми противниками прозападного греческого режима сводили счёты массово и безжалостно. И те платили своим противникам той же монетой.

Тем, кто считает, что Сталин не слишком помогал ориентировавшимся на Лондон участникам Варшавского восстания в августе–сентябре 1944 года, стоит помнить не только об этом. Но и о том, почему вообще появилось Варкизское соглашение. А именно – об ожесточённых боях в Афинах, Пирее и Аттике в конце 1944 – начале 1945 года между британцами, которых поддерживали созданные недавно ушедшими из Греции гитлеровцами из человеческого отребья карательные части, и партизанами, пользовавшимися поддержкой основной массы народа. Ничего подобного даже близко не было ни в одной европейской стране в советской сфере влияния.

УЛИЧНЫЕ БОИ В АФИНАХ, ДЕКАБРЬ 1944 Г. ФОТО: GLOBALLOOKPRESS

Бойня в Афинах

Противостояние началось 3 декабря после расстрела британскими марионетками в центре Афин мирной демонстрации сторонников самоопределения Греции: 33 человека погибли и почти 150 были ранены. «Уступив» Сталину Польшу и большинство других стран Восточной и Южной Европы, Черчилль рассматривал Грецию как британскую вотчину, где он вправе устанавливать любые порядки и назначать власть. Широкий патриотический фронт ЭАМ-ЭЛАС, в котором было сильно влияние коммунистов, ему совершенно не нравился. В результате вместе с британскими войсками в очищенную немцами из-за угрозы быть отрезанными Красной армией Грецию вернулось и старое греческое правительство, которое поддержали богачи, бывшие коллаборационисты и крайне правые.

Симпатии Греческой церкви разделились. Британцев встретили лозунгами: «Мы рассчитываем на вашу справедливость». Увы, в политике нет места наивности. Поэтому и 4 декабря произошло то же самое: провокаторы, которых покрывали британцы, открыли огонь по участникам похорон жертв состоявшегося накануне расстрела, проходивших под лозунгом «Английский фашизм не пройдёт». Число погибших и раненых на этот раз составило около 100 человек.

ЭЛАС, которую поддерживало большинство афинян, разгневанных развязанным против них новой оккупационной властью террором, пришлось принять этот вызов. Это было именно то, чего хотели британцы и особенно их местные сторонники, так как в данный момент крупных сил у партизан в Афинах не было, и они были плохо вооружены.

Отряды ЭЛАС насчитывали в общей сложности более 150 тысяч человек, из которых только 50 тысяч имели серьёзный боевой опыт и были неплохо вооружены. Почти все они были за пределами города, который обещали британцам до происшедших событий не занимать. Накануне «освобождения» ЭЛАС располагала 10 дивизиями, несколькими кавалерийскими бригадами, у неё была своя артиллерия и «москитный» флот. В районе Афин и Пирея находился 1-й корпус ЭЛАС под командованием генерала Мандакаса, однако из 22 тысяч бойцов хорошо вооружены были только 6-8 тысяч, у большинства были только пистолеты.

Тяжёлого вооружения у этого резервного корпуса не было. В боях также приняли участие 2-я и 13-я дивизии ЭЛАС (около пяти тысяч человек), стоявшие недалеко от Афин. Позже подтянулись части ЭЛАС из Пелопоннеса и Средней Греции численностью до семи тысяч человек. Основная часть партизанской армии в сражении не участвовала – Москва всячески сдерживала греческих коммунистов.

Империя наносит удар

Им противостояла целая имперская армия. Изначально британские силы в Афинах насчитывали восемь тысяч солдат. Им помогали бойцы элитной греческой горной бригады, жандармы, полиция, ультраправая организация «Х», а затем и около 12 тысяч бывших нацистских головорезов из т.н. батальонов безопасности. Однако вскоре британцы стянули к городу, в том числе оголив фронт в Италии, до 100 тысяч солдат и парашютистов, крупные танковые силы, бомбардировочную, штурмовую и истребительную авиацию, флот.

В столице Греции оказался весь цвет имперского воинства: гуркхи, индийцы, новозеландцы, валлийцы, шотландцы… Британцы безжалостно бомбили жилые кварталы Афин, чего, кстати, ни разу не сделали немцы за всё время войны. Они обстреливали из священного для греков Акрополя, и прикрываясь им, непокорные городские кварталы из всех видов вооружений, включая артиллерию и тяжёлые пулемёты. С самого высокого афинского холма – Ликавитос – делалось то же самое.

Против бойцов ЭЛАС применялось даже химическое оружие. Инструкции Черчилля командовавшему британскими войсками генералу Рональду Скоби предусматривали «не колеблясь, открывать огонь по любому вооружённому мужчине в Афинах… и действовать так, как если бы вы находились в побеждённом городе, охваченном местным восстанием». В своих мемуарах Черчилль вспоминает, что бои шли «за каждый дом» – такая вот чудесная «демократия» в интерпретации англосаксов.

6 декабря повстанцы едва не взяли Афины – под контролем британцев осталось всего несколько кварталов в центре города и ряд стратегических объектов. Пирей бойцы ЭЛАС контролировали полностью. На него и повела наступление 5-я индийская дивизия. Индийцы четыре дня при огневой поддержке королевского флота штурмовали господствовавший над городом-портом холм Кастелла и не смогли его взять. Это удалось сделать ценой больших потерь лишь бесстрашным воинам-гуркхам из Непала, когда все защитники погибли.

По мере прибытия новых войск и создания численного превосходства британцы начали методично отвоёвывать у ЭЛАС квартал за кварталом, используя средние танки «Шерман» и тяжёлые «Черчилли». При этом силы ЭЛАС даже старались проявлять благородство. В результате дерзкого ночного рейда в северный афинский район Кифисья они захватили несколько гостиниц, где проживал персонал Королевских ВВС – 50 пилотов и 500 рядовых. И хотя эти люди безжалостно бомбили Афины, их не убили, а лишь пленили.

«Маленький Сталинград»

В ночь на 25 декабря в боях в Афинах мог наступить перелом: бойцы ЭЛАС заминировали гостиницу «Великобритания» на площади Синтагма, где расположились марионеточное греческое правительство и главный британский штаб. Под ней была заложена тонна взрывчатки. Взрыв предотвратил… Черчилль, неожиданно прибывший вместе с главой МИД Энтони Иденом в Афины, чтобы попытаться убедить свою и мировую общественность, что он якобы ищет политического решения греческого кризиса. Разумеется, это была имитация.

Именно в Афинах он отдал приказ начать генеральное наступление против ЭЛАС, в котором приняло участие свыше 100 танков. Они сделали своё дело… До 30 декабря держался подвергавшийся сильным бомбардировкам район Кесариани, прозванный «маленьким Сталинградом». Тяжёлые бои, вплоть до рукопашных, продолжались до 5 января 1945 года, после чего отряды ЭЛАС отступили в горы. К этому времени к ним подошли подкрепления из других районов страны, но сражение за Афины было решено завершить. Зато попытки британцев высунуть нос из столицы Греции жёстко пресекались.

Из первых рук

Как греческие коммунисты пощадили Черчилля, мне рассказал в своё время национальный герой Греции Манолис Глезос, сорвавший в конце мая 1941 года с Акрополя нацистский флаг:

Штаб ЭЛАС принял решение взорвать гостиницу «Великобритания», где находился британский политический и военный штаб. Мы должны были подойти к гостинице по подземным коммуникациям… Мы вошли туда и добрались до гостиницы. Я нёс электропровода к взрывному устройству. Но мы не взорвали отель, несмотря на то что всё было готово к взрыву. Этого не случилось, так как мы узнали, что туда приезжает Черчилль. И мы решили, что если убьём одного из лидеров антигитлеровской коалиции, наше положение ещё более ухудшится.

Очень похоже на то – хотя Глезос, разумеется, этого не сказал, – что советская разведка, глава которой в Афинах полковник Попов находился в том же отеле, узнала об этом плане и спасла Черчилля, без которого Ялтинская конференция, сделавшая СССР супердержавой, не смогла бы состояться.

В ходе сражения за Афины британцы потеряли 210 человек убитыми, 55 пропавшими без вести и 1100 – пленными. Греческие «правительственные силы» – 3480 убитыми (889 жандармов и полицейских, 2540 военнослужащих). Потери ЭЛАС оцениваются в 2–3 тысячи убитых и 7–8 тысяч пленных. В число последних не включаются арестованные сторонники ЭЛАС из числа гражданского населения. Речь идёт о примерно 10 тысячах человек, которых англичане отправили в концлагеря в Северную Африку. Ещё 30 тысяч арестованных гражданских лиц угодили за решётку на месте.

Что с того?

Как видим, в основе созданного в Ялте нового миропорядка лежит самопожертвование самой мощной организации греческого движения сопротивления ЭАМ-ЭЛАС, отказавшейся от борьбы за власть в собственной стране, где она уже де-факто являлась властью. Это было сделано, чтобы не ставить под угрозу интересы СССР в мире. В условиях «пакетной сделки» с Западом помочь греческим партизанам Москва не могла. Наоборот, она берегла Черчилля, старалась сделать всё для того, чтобы погасить внутренний конфликт в Греции, закулисно срывая военные усилия ЭАМ-ЭЛАС.

Тем более что Сталин действительно не верил, что коммунистам удастся победить в Греции британцев и стоявших за ними американцев, активная поддержка которыми греческих властей не позволила КПГ выиграть и следующий раунд гражданской войны. Так борцы с нацистами оказались надолго изгоями в родной стране. Многие были вынуждены её надолго покинуть (в СССР греческих партизан разместили в опустевших лагерях для японских военнопленных в Узбекистане). Тогда как бывшие коллаборационисты стали новой элитой послевоенной Греции. Но зато влияние СССР распространилось на полвека на половину мира. Варкизское соглашение сыграло в этом ключевую роль. Судите сами, как к нему относиться.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ