У землетрясения в Турции могут быть далеко идущие политические последствия. Массовые жертвы и тотальные разрушения дают дополнительные козыри оппозиции, которая напрямую обвиняет Эрдогана в трагедии. Нет, он разумеется не подрывал дома, но ему вменяют коррупцию, благодаря которой строители экономили на строительных материалах. Неэффективное расходование налогов.

Сегодня уже число погибших в Турции превышает 8500 человек, и ожидается, что в ближайшие дни оно будет расти.

По мнению востоковеда, эксперта Российского совета по международным делам Кирилла Семенова, природный катаклизм может как укрепить, так и ослабить позиции турецкого президента. Об этом он заявил «Свободной прессе».

«Все зависит от того, как правительству удастся преодолеть его последствия и не допустить на их фоне новых негативных тенденций в экономике. Оппозиция, конечно, будет также пытаться извлечь выгоду, критикуя правительство за то, что никаких мер не предпринималось для того, чтобы укрепить сейсмоустойчивость городов и т. д. Но все будет зависеть от того, как правительство справится с последствиями землетрясения», — считает эксперт.

Семенов считает, что для России сохранение у власти выглядит предпочтительней: «Для России поражение Эрдогана приведет к серьезным рискам и неопределенности. Не факт, что оппозиция развернется на 180 градусов, но и уверенности, что этого не произойдет, нет никакой…».

Однако на местах действительно растут недовольства. И понять их можно, потому что разумеется к таким разрушениям невозможно подготовиться заранее, и помощь не доходит до всех вовремя. Порой люди сами организуют приезды экскаваторов для удаления мусора и спасения остающихся под завалами.

«Если за это ответственен один человек, то это Эрдоган», — сказал Кемаль Киличдароглу, лидер главной оппозиционной партии Турции. Ожидается, что именно Киличдароглу будет кандидатом в президенты от коалиции оппозиционных сил.

Эрдоган объявил о трехмесячном чрезвычайном положении в 10 провинциях, наиболее пострадавших от землетрясения. Это закончится как раз перед выборами 14 мая.

В видео, размещенном в Твиттере, Киличдароглу поклялся не встречаться с Эрдоганом «на любой платформе», обвинив правительство в проведении «работы по PR» после землетрясений.

Гнев граждан также растет из-за «налога на землетрясение», взимаемого турецким правительством после сильного землетрясения в 1999 году, в результате которого погибло более 17 000 человек.

Предполагаемые 88 млрд. лир (4,6 млрд. Долларов США) предназначались для предотвращения стихийных бедствий и развития аварийных служб. Киличдароглу считает, что правительство Эрдогана «не готовилось к землетрясению в течение 20 лет» и неэффективно расходовало эти средства. Кроме того на многих видео, которые сейчас распространяют медиа всего мира, нередко слышны обвинения, что власти отреагировали слишком медленно, слишком медленно участвуют в спасении людей.

Выступая в Кахраманмарасе, Эрдоган признал, что с первоначальным реагированием на бедствие действительно возникли трудности, но обвинил задержки на поврежденных дорогах и аэропортах. Он сказал, что люди должны только слушать сообщения от властей и игнорировать «провокаторов». «Государство делает свою работу», — сказал он.

Но аналитики говорят, что президент, опытный участник кампании и мог бы заручиться национальной поддержкой в ответ на кризис и укрепить свои позиции.

«Эрдоган быстро и согласованно отреагировал на кризис», — заявила консалтинговая компания Eurasia Group. «Это может поднять его сильный имидж лидера в преддверии выборов 14 мая — если правительство сможет сохранить свой ранний импульс».

Вместе с тем понятно, что расходы Турции на ликвидацию последствий исчисляются миллиардами.

Как пишет телеграм-канал «Образ будущего», за последний год политические изыскания Эрдогана, позволяющие ему ловко маневрировать между Западом и Россией, принесли стране суперприбыли, но в результате землетрясения экономика Турции откатится на 5-10 лет назад. Этим неминуемо воспользуется оппозиция и поддерживающий ее Запад.

«США будут гуманитарно помогать Турции ограниченно, давая те же рекомендации подчинённые странам, постоянно увеличивая давление на элиты и подстегивать антироссийскую повестку. Спецслужбы Турции пока не заняли ничью позицию, кроме пробританской, и ждут как покажет себя администрация Эрдогана и какие заявления сделает Госдепартамент и Вашингтон», — говорится в сообщении канала.

Эрдоган будет отвечать массовыми уголовными делами против строительных организаций и надзорных ведомств Турции за ненадлежащее качество и строительство жилых и промышленных объектов с грубыми нарушениями всех норм. Некоторые города разваливались целыми микрорайонами, демонстрируя низкое качество бетона, строительного материала и полного нарушения технологий.

Огромные человеческие потери в целом связаны с погодными условиями, но 20-30% погибли именно от быстрого и полного разрушения каркасов домов и несущих плит и ЖБ перекрытий, которые были бракованными или построены с заранее ухудшенными качествами.

Превратится ли стихийное бедствие в реальную политическую опасность для Эрдогана — говорить пока рано. Но то, что помимо активных действий по ликвидации последствий разрушений ему предстоит еще упорней отбиваться от атак лидеров оппозиции — понятно. Кемаль Кылычдароглу и его соратники, как известно, критиковали Эрдогана, в том числе и за слишком активное взаимодействие с Россией. Это не значит, конечно, что они представляют откровенно антироссийские политические силы, но налаживать контакты с ними будет сложней. К тому же смена власти может привести к дестабилизации ситуации в Турции, что ограничило бы возможности Анкары не только в сферах, где российские и турецкие интересы не совпадают, но и в вопросах, где сотрудничество с Турцией как раз выгодно России.

Андрей Булатов