Украинский кризис уже давно притягивает к себе самых различных радикалов и экстремистов со всего мира. Не исключением в данном случае является и Белоруссия, откуда на протяжении последнего десятилетия ехали и продолжают пробираться самыми различными путями те, кто не смог найти себя в мирной жизни. Среди них есть не только фанатичные ненавистники всего, что связано с Россией, но и обыкновенные уголовники, анархисты, футбольные ультрас, неонацисты и прочие представители радикальных течений. С 2014 года многие из них начали активно включаться в различные добровольческие военные формирования националистов, которые вели боевые действия на Донбассе, а также создавать свои собственные подразделения. Начавшаяся в феврале прошлого года специальная военная операция (СВО) стала триггером роста числа белорусских боевых отрядов на Украине, которые на официальном уровне всячески поддерживались киевским режимом, нуждающимся в человеческих ресурсах. Однако с недавнего времени ситуация с белорусскими добровольческими формированиями стала выглядеть довольно неоднозначно.

Со второй половины прошлого года начала усиливаться тенденция отправки Киевом в зону боевых действий иностранных наёмников и не могла не затронуть белорусские военные подразделения, среди которых особое место занимают отряд «Погоня», полк «имени Кастуся Калиновского» и недавно возникший Белорусский добровольческий корпус (БДК). Если ранее эти подразделения базировались преимущественно вне зоны ведения боёв, а зачастую и вовсе в Киеве, то теперь они оказались в самой гуще событий, закрывая собой образовавшиеся дыры в украинской обороне. Именно поэтому с каждым днём в информационном пространстве всё чаще стали появляться сообщения о потерях белорусских «добровольцев», многие из которых уже давно известны как откровенные неонацисты. Одним из подобных примеров может служить недавняя гибель печально известного в Белоруссии Эдуарда Лобова.

В конце января белорусские оппозиционные и украинские СМИ сообщили, что Лобов, который по официальной информации служил в 72-й отдельной механизированной бригаде Вооружённых сил Украины (ВСУ), погиб 26 января под Угледаром. При этом он уже не первый год участвовал в боевых действиях на Донбассе, но ранее не было сведений о том, чтобы оппозиционер, как и многие его «коллеги», были замечены на передовой. Сейчас же ситуация стала меняться, и Лобов оказался в рядах тех, кого киевский режим решил отправить на верную смерть.

Примечательно в данном случае то, что рост потерь среди белорусских «добровольцев» породил процесс их героизации, а боевики стали представляться в качестве неких «защитников» добра и света. Например, в сообщении о смерти Лобова говорилось, что «он с напарником «охотился на танки с Джавелином», после чего «вступил в ближний бой, лично уничтожил более 5 россиян, получил осколочное ранение и вскоре умер». О потерях в БДК рассказывали, что один из погибших «с оружием в руках, как настоящий воин, отдал жизнь на поле боя за свободу украинского народа».

Подобных сообщений появилось довольно много, что является свидетельством попытки провести своеобразную глорификацию тех, кто сегодня воюет на стороне Украины. Более того, к процессу активно стали подключаться лидеры белорусской оппозиции, которые на пафосной ноте рассказывают своим сторонникам о «героизме» погибших боевиков, из имён которых, по всей видимости, вскоре начнут формировать аналог украинской «небесной сотни». Отсюда и мифы о небывалой смелости и подвигах погибших, доказательств которым, естественно, нет, но никто и не заморачивается доказательствами – украинцам же впаривают выдуманные истории, почему бы их не впаривать и белорусам?

В частности, после смерти Лобова экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, речи которой в последнее время стали напоминать западные методички периода холодной войны, наполненные русофобией, заявила, что погибший боевик «был примером другим белорусам, как защищать Белоруссию от российских захватчиков». Заметим, если бы она произносила бы такие речи  в Белоруссии в 2020 году, это моментально бы отвернуло от экс-кандидата в президенты большинство сторонников. На тот момент было нужно, чтобы истинные цели белорусского «майдана» камуфлировались, а сейчас всё наоборот – Запад берёт на содержание тех, кто преуспел в русофобии. Вот Тихановская и старается, чтобы не отлучили от кормушки.

Эдуард Лобов на одной из акций белорусской оппозиции
Эдуард Лобов на одной из акций белорусской оппозиции

Следует отметить, что Лобов на самом деле был абсолютно асоциальным типом с ярко выраженными не только русофобскими, но и неонацистскими взглядами, за что в свое время и отсидел четыре года в Белоруссии. Достаточно вспомнить, что Лобов никогда не скрывал своей любви к Адольфу Гитлеру и даже носил причёску, как у своего кумира. Ещё более десяти лет назад он, являясь членом радикальной организации «Молодой фронт», связанной с Белорусским народным фронтом Зенона Позняка,  ходил на уличные акции в Минске в футболке с надписью: «Маскалей на нажы!» Правда, это никак не повлияло на отношение к нему со стороны ЕС и США, где его признали «узником совести», а Европарламент даже выдвинул кандидатом на правозащитную премию имени Сахарова. Потом Лобова продолжили считать «борцом» за независимость Белоруссии, хотя после своего бегства из республики он и выпал не некоторое время из сферы внимания местной оппозиции. Сегодня же героизация отъявленного нациста стала частью этапа идеологической работы Запада по созданию новых белорусских «героев», ведущих борьбу за «свободу и мир» против России. И неважно, кто вдохновляет этих «героев» – пусть и Гитлер.

В рамках этого процесса сегодня можно увидеть не только постоянно вбрасываемые в информационное пространство сообщения о «героических» поступках белорусов в зоне боевых действий, но и активизировавшуюся деятельность оппозиции. Например, 26 января в Киеве был организован «марш памяти» белорусов, на котором участники несли транспаранты с фамилиями 33 человек, погибших на Украине за последние 8 лет. Приурочено мероприятие было к дате гибели в 2014 году на Майдане Михаила Жизневского, с которого можно вести счёт попыткам героизации белорусских националистов и радикалов. Так, в своё время Жизневского с почестями похоронили в деревне Знамя Труда в Гомельской области, осенью 2014 году ему открыли памятник в Киеве, позже он был награждён орденом Героя Небесной сотни и удостоен звания Героя Украины, а украинские власти объявили о пожизненной стипендии его родителям. Пока таких почестей никто из белорусов не удостаивался, но, по всей видимости, процесс вполне может сдвинуться с мёртвой точки, поскольку и киевский режим, и белорусская оппозиция решают собственные задачи с помощью героизации белорусов, которые нашли свою погибель на Украине.

«Марш героев» в Киеве
«Марш героев» в Киеве

К этой деятельности стали присоединяться даже представители старой и уже многими забытой белорусской оппозиции. Например, в конце января стало известно, что беглый противник Александра Лукашенко и непримиримый русофоб и националист Зенон Позняк вдруг оказался в Артёмовске (Бахмуте), где сегодня якобы находится «полк Калиновского». Он успел до этого побывать на «марше памяти» в Киеве, а в Артёмовске пообщался с «калиновцами», пофотографировался на фоне развалин, после чего отправился «проповедовать» во Львов.

Можно было бы не обращать на этот вояж никакого внимания, если бы не тот факт, что до последнего времени ни он, ни Тихановская, ни большинство белорусских националистов не уделяли столько внимания боевикам из Белоруссии и не лепили из них героев так активно. Сегодня же избрана новая тактика привлечения к себе внимания, в рамках которой массовая гибель «добровольцев» является инструментом для повышения рейтинга оппозиционеров, как среди части белорусского общества, так и в глазах украинских властей и их западных хозяев.

Вместе с тем нынешняя волна героизации белорусских наёмников на Украине создаёт большую проблему для её инициаторов. Дело в том, что киевский режим пока не заинтересован в данном процессе, используя наёмников лишь как «пушечное мясо», которым удобно затыкать дыры в обороне. Более того, для официального Киева и белорусские, и польские, и даже местные националисты, воюющие на Украине, представляют опасность. Именно поэтому их отправляют на сложные участки фронта, где они успешно перемалываются в боях с российской армией.

Правда, это нисколько не смущает белорусскую оппозицию, которая пытается использовать ситуацию в собственных интересах. Для Тихановской даже выгодно, чтобы неподконтрольные ей «калиновцы», которых в Киеве называют главной силой «будущей независимой Белоруссии», исчезли или были бы максимально ослаблены.

Однако более важной целью нынешней кампании для белорусской оппозиции является создание трагично-торжественной картинки, в рамках которой они смогли бы со слезами на глазах рассказывать о «настоящих сынах Белоруссии», «агрессии Москвы», «борьбе за светлое будущее», проводниками которого именно они являются. Проще говоря, главная задача Тихановской и её окружения – остаться на плаву с целью и дальше набивать карманы.

Впрочем, это пока нисколько не влияет на реальное положение дел, а рейтинги белорусской оппозиции продолжают падать. Более того, уничтожение белорусских боевиков идёт только на пользу Белоруссии, так как она постепенно очищается от националистов и прочих радикалов, а те, кто еще совсем недавно умилялись, слыша от оппозиции речи о «светлом будущем», начинают постепенно прозревать. Поэтому в то, что процесс героизации воюющих сегодня на Украине белорусских боевиков примет масштабный характер и перекинется в Белоруссию, верить нет никаких оснований.

Игорь СМОЛИЧ