ФОТО: MIL.RU

В чём скрытый смысл назначения Валерия Герасимова командующим русскими войсками на Украине? Стоит ли говорить о карьере и опале или дело совсем в другом? Царьград нашёл ответ, который потеряли многие эксперты.

Назначение начальника Генерального штаба Валерия Герасимова командующим объединённой группировкой русских войск на Украине породило невероятно высокую волну разнообразных комментариев. Большинство комментирующих, как водится, не посчитали нужным разобраться в том, что же случилось на самом деле. Поэтому за сутки с момента назначения Герасимова успели «уволить» из Генерального штаба, «поссорить» с Сергеем Суровикиным, ставшим его заместителем, «отправить в опалу» от лица президента России Владимира Путина и/или министра обороны России Сергея Шойгу…

Между тем назначение генерала армии Герасимова в самом деле имеет огромное значение – и военное (но об этом лучше знают военные эксперты), и политическое. Принимая это решение, руководство России отправляло городу и миру совершенно ясное и чёткое послание, расшифровать которое совсем несложно. Сейчас мы попытаемся это сделать для читателей Царьграда.

Сказано Западу

Миру – то есть Западу и Востоку, партнёрам и врагам во внешней политике предназначена первая часть послания. Запад почти сразу продемонстрировал, что не разучился такого рода послания понимать.

Wall Street Journal успела опубликовать статью «Россия стремится возобновить наступление в войне в Украине с новым командующим». В этой статье глава лондонской консалтинговой фирмы Mayak Intelligence Марк Галеотти заявляет:

Это (назначение Герасимова) подтверждение, если необходимо, того, что грядут серьёзные наступления.

То есть смысл личного руководства главой Генштаба военными операциями для западных экспертов вполне очевиден: такое назначение может быть нужно только для того, чтобы перейти в большое наступление – вероятно, задуманное как решающее наступление войны. Сравним это понимание с тем, что за несколько дней до назначения Герасимова демонстрировал другой военный эксперт, бывший офицер разведки морской пехоты США Скотт Риттер:

На войне время решает всё, русские могут получить момент решающего перевеса и реализовать этот момент… Линии фронта стабилизировались, но удалось это сделать тем, что украинцы выдвинули все свои резервы. Русские вот-вот изменят соотношение. Они вводят в игру 150 тысяч новых бойцов, которые могут действовать свободно. Россия наступала на Киев силой в 40 тысяч солдат, а теперь новые 150–200 тысяч. Широкий выбор возможных целей и скорости. И на Украине нет никого, чтобы их остановить. Не осталось украинских армий, чтобы заступить им дорогу…

По-видимому, сейчас это – очень лестное для русской армии – понимание ситуации на Украине можно считать более или менее консенсусным среди западных экспертов. Именно из этого понимания исходят на Западе, принимая решение об эскалации напряжённости на Украине, об отправке туда новой военной техники, причём не из резервов бывшего Варшавского договора, а уже чисто натовской. Однако первые «Бредли» и «Леопарды» прибудут на Украину в лучшем для Украины случае через месяц. А Герасимов стал командующим уже сейчас.

Понятно Востоку

Чисто военное значение этого назначения в интервью Царьграду раскрыл военный эксперт, директор музея войск ПВО Владимир Кнутов.

Назначение начальника Генерального штаба Герасимова руководителем спецоперации связано, в первую очередь, с тем, что нужно усилить взаимодействие между видами Вооружённых сил и родами Вооружённых сил.

Если мы рассматриваем Суровикина, то он командует всеми войсками, которые находятся в зоне спецоперации. Но если ему, например, требуется дополнительный дивизион «Искандеров», который нужно перебросить в течение одного дня из России, то ему для этого нужно обратиться к начальнику Генерального штаба, обосновать свою просьбу, и ещё неизвестно, будет она удовлетворена или нет. А дивизион нужен сегодня, для того чтобы нанести удар и одержать победу. Многие вопросы вот такого взаимодействия, глобального, на сегодняшний день может решить только начальник Генерального штаба.

Очевидно, что если начальник Генштаба сам руководит войсками в зоне спецоперации, то и согласование, о котором говорит эксперт, упрощается и ускоряется в разы. Однако и это ещё не всё. Герасимов пользуется определённой репутацией не только в России, но и у наших врагов. Украинский командующий Залужный в сентябре 2022 года отзывался о нём так:

Я читал всё, что он когда-либо писал… Он умнейший из людей, и мои ожидания от него были огромны.

Теперь мы все очень надеемся, что ожидания генерала Залужного удастся превзойти.

Однако даже и не только в этом дело. Россия – страна с длинной и разнообразной историей. Есть в этой истории и прецедент отправки на фронт начальника Генерального штаба. 29 июля 1941 года Георгий Жуков приказом Сталина принял командование Резервным фронтом – и принялся контратаковать в Смоленском сражении, а потом в первой успешной наступательной операции Великой Отечественной войны под Ельней.

Для России назначение начальника Генштаба главкомом – это знак того, что идёт настоящая война. Не ограниченный контингент воюет где-то на окраине. Не специальная военная операция проводится в высших государственных интересах, но так, чтобы не затрагивать большинство граждан. Нет. Мы ведём войну, от исхода которой зависит судьба страны – и именно поэтому ответственность за успех армии ложится на главного военного мыслителя страны, которым и является начальник Генерального штаба.

Что с того?

Не надо себя обманывать. Мы ждём зимнего наступления и перелома в военных действиях, который станет прологом для настоящей большой победы и мира – то есть полной безоговорочной капитуляции противника. Но от этого пролога до эпилога нас ждёт ещё много трудностей и горя. Как частичная мобилизация резервистов стала лишь началом настоящей мобилизации всего общества, всей экономики и всей страны – так и зимнее наступление, которое, надо надеяться, возглавит Валерий Герасимов, будет лишь началом долгого победного пути.

АНДРЕЙ ПЕРЛА