ФОТО: CHOCOPIE/SHUTTERSTOCK.COM

В новогоднюю ночь, сразу после полуночи ВСУ нанесли варварский удар по Макеевке. Снаряды американской РСЗО HIMARS попали в здание ПТУ, где были расквартированы русские мобилизованные. По сведениям очевидцев, здание уничтожено. Данные по числу жертв разнятся, Минобороны сообщает о более чем 60 погибших. Царьград связался с очевидцами и осведомлёнными источниками, чтобы понять, что на самом деле произошло, кто за этим стоит и какие выводы нам следует сделать.

«Здание полностью сложилось»

В новогоднюю ночь жители Макеевки, несмотря на идущие боевые действия, постарались пусть скромно, но всё-таки встретить новый 2023 год. К вечеру 31 декабря на фронте в этом районе образовалось относительное затишье, и можно было надеяться, что праздничная ночь пройдёт без серьёзных происшествий. Но не случилось.

Этот праздник – Новый год был для меня особенный, потому что в увольнительную приехал муж. Сели мы за стол с ним без 20 минут полночь, особо ничего не готовили. Не хочется никаких праздников в связи с тем, что идёт война,

– поделилась с Царьградом жительница Макеевки Виктория.

Послушали президента Путина, открыли бутылку шампанского, выпили по бокалу. И вот в одну минуту первого мы услышали баханье. Поначалу подумали, что это наши начали работать, но потом поняли, что ошиблись,

– продолжает Виктория.

По её словам, уже в 00:03 украинцам начали давать ответ: «Пошла ответка уже рядом, возле нас, ребята стояли и работали там, наверное, целая батарея вылетела на ответ».

В ПТУ попали, где были мобилизованные ребята. Уже подтвердили, что там были мобилизованные. Сколько раненых и погибших – нигде в сводках не говорится, мы ещё не знаем. Здание полностью сложилось,

– сказала местная жительница.

Царьград уже приводил совершенно различную информацию по погибшим и раненым. Военкоры также опровергают распространяемую украинскими блогерами и журналистами информацию, что якобы счёт погибших идёт на сотни.

По поводу удара по макеевскому ПТУ. Местные сообщают, что удар был нанесён ровно в 00:01 по нашему времени. По моим данным, противник в очередной раз применил американское РСЗО HIMARS. Судя по всему, высокое командование до сих пор не в курсе о возможностях этого оружия,

– написал в своём телеграм-канале первый заместитель министра информации ДНР Даниил Безсонов.

Били по наводке или это случайность?

К вечеру 2 января опубликован официальный комментарий Минобороны:

Киевским режимом нанесён удар шестью реактивными снарядами системы залпового огня HIMARS производства США по пункту временной дислокации одного из подразделений российских вооружённых сил в районе населённого пункта Макеевка. Российскими средствами ПВО два реактивных снаряда HIMARS были сбиты, в результате поражения четырьмя ракетами с фугасной головной частью пункта временной дислокации погибло 63 российских военнослужащих.

Безусловно, комментарий не даёт ответы на многие вопросы. В то же время бросается в глаза тот факт, что русские военкоры, не сговариваясь, отмечают: ВСУ достигли бы существенно меньшего успеха (или вообще бы не достигли), если бы мобилизованные не оказались в таком количестве в одном незащищённом месте.

Донецк, Макеевка и окрестности регулярно подвергаются обстрелам, в том числе американскими РСЗО HIMARS. И кажется, что удар по ПТУ с мобилизованными можно считать одним в череде подобных. Грубо говоря – «попали наудачу» (тем более что часть снарядов были сбиты ПВО). Однако военкоры говорят, что близ ПТУ могла располагаться военная техника и ВСУ теоретически имели возможность отследить её расположение с беспилотников, что и стало причиной направленного удара. Но в Макеевке с этим не очень-то согласны. Рассказывает местный житель Александр:

Моё мнение, что всё-таки место дислокации мобилизованных было сдано. Самое оптимальное – подумать, что их там, может быть, по каким-то критериям вычислили с беспилотников. Но к нам не залетают вражеские беспилотники, ПВО работает хорошо. В Макеевку не могут никаким образом беспилотники залететь. Так что их сдали, это не только моё мнение, у нас многие люди так считают.

Но если место сдавали врагу, то кто? Вероятно, мысль о работе украинских наводчиков прямо в Донецке или Макеевке не будет большим откровением. Достаточно вспомнить недавнее покушение на экс-главу «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина в Донецке. По его собственным словам, он находился в месте, которое ВСУ не обстреливали уже восемь лет. Однако же – узнали, навели, накрыли.

Противник понимает, что сейчас через новые русские территории идут наши подразделения для выполнения различных задач и он будет их искать, чтобы по ним ударить. А наводчики – работают. Они работают, они есть, выявлять их очень трудно, потому что это может быть вообще никак не обращающий на себя внимание местный житель,

– комментирует военкор Царьграда Анастасия Антонова.

По ещё одной версии, которую сейчас можно услышать всё чаще, ВСУ запеленговали мобильные телефоны мобилизованных с русскими сим-картами. Некоторые военкоры даже распространяют памятки для присутствующих в зоне СВО на тему отключения мобильных телефонов. Однако очевидно, что первопричиной всё же стало скопление людей в одном месте. Мнение военкора Александра Коца:

Только не рассказывайте мне про удары по скоплению сигналов. Если это «Эшелон», то они слушают любые разговоры, вне зависимости от оператора. И по содержанию этих разговоров оценивают цель. Плюс доразведка, включая агентурные данные. Но повесить все на самих погибших, конечно, проще.

А вот комментарий Царьграду депутата Госдумы Александра Бородая, который сейчас находится в Донбассе:

Очень прискорбно, что мы понесли большие потери. Понятно, что личный состав всегда лучше держать рассредоточенным, но это не всегда получается. Так бывает, что личный состав надо расположить более-менее в одном месте. К сожалению, это практика войны.

Всё-таки – халатность?

Однако все версии о том, как ВСУ навели HIMARS на ПТУ с мобилизованными, никак не влияют на тот факт, что целая группа военнослужащих была расквартирована не просто в одном месте, а в незащищённом месте, о котором, конечно, знал весь город.

Информацию даже о закамуфлированных объектах (а подразделение к этому очень тщательно подходит) сливают. Что уж говорить о «располагах», о которых знает весь город, которые на виду. Неужели в шахтёрском крае недостаточно подземных объектов для размещения личного состава? Почему продолжаем селить в гостиницах, общежитиях, ПТУ?

– написал военный корреспондент Александр Коц.

Согласитесь, справедливый вопрос. И правда, почему вот так запросто – на виду у всех? Как будто не на войну приехали, а погостить в город, на армейские учения. А ведь места расположения частей русской армии в других пунктах не в пример лучше защищены.

Почему бы не окопаться, не залиться в бетон? Можно подогнать технику, ресурсы же есть. Почему ВСУ в Авдеевке залиты в бетон просто как мини-«Азовсталь», а здесь личный состав разместили вот в таких условиях, бойцы живут на каких-то совершенно незащищённых объектах?

– отметила военкор Царьграда Антонова.

А ведь проблемы с размещением, действительно, есть. К примеру, Виктория из Макеевки, если помните, рассказала, что на встречу Нового года с фронта к ней в увольнительную вернулся муж. Участвующие в СВО местные жители априори расквартированы у себя дома. А как быть с мобилизованными, если в одно место их заселить нельзя?

Нужно понять, как их размещать, где их размещать с учётом, что большая часть общежитий занята беженцами. Если мобилизованных распределять, то всё равно нужен какой-то жилой фонд. Потом нужна логистика – как их машина будет забирать или сами они будут добираться? Что, общественным транспортом, который не очень сейчас работает в Донецке?

– отметила Антонова.

Крайне жёстко на ситуацию отреагировал телеграм-канал «Рыбарь», который считает виновными в трагедии чиновников Минобороны:

Мобилизованные утверждают, что ответственность лежит на командире полка полковнике Романе Еникееве. Мы с ними частично не согласны: вина полковника только в том, что он слепо выполнял указания вышестоящего начальства и не смог добиться расселения вверенной ему части в соответствии с реалиями фронта.

По мнению советника главы ДНР Ростислава Антонова, речь идёт просто о здравом смысле и изменении подходов для снижения риска поражения наших бойцов:

Нужно, действительно, рассредотачиваться, нужно размещать их в укрытиях, нужно размещать их отдельно от техники и от собственно боекомплекта. Это какие-то достаточно очевидные вещи, которые почему-то оказываются неочевидными при принятии тех или иных решений.

Кроме этого, видимо, пора оставить иллюзии, что противник не дотянется до мест размещения мобилизованных, да и вообще любых частей, если они стоят в зоне поражения.

Необходимо, прежде всего, исходить из очевидного. Если мы размещаем расположение части в зоне возможного поражения, то рано или поздно это поражение будет нанесено,

– резюмировал Антонов.

«Война эволюционирует»

31 декабря и 1 января ВКС России продолжили наносить высокоточные удары по военным и энергетическим объектам Украины. Впрочем, такие удары продолжаются уже не первый месяц.

31 декабря Минобороны России сообщило о нанесении удара по объектам оборонно-промышленного комплекса Украины, задействованным в изготовлении беспилотников. Поражены стоянки хранения и места запуска украинских ударных БПЛА.

В тот же день, как сообщил советник главы ДНР Ростислав Антонов, ВКС нанесли удар по гостинице в Киеве, где проживали иностранные военные инструкторы:

СКРИНШОТ СООБЩЕНИЯ ИЗ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА СОВЕТНИКА ГЛАВЫ ДНР РОСТИСЛАВА АНТОНОВА

По заверению Анатолия Шария, 1 января ВКС накрыли 8-й полк спецназа в Хмельницком – одно из самых элитных подразделений Украины.

Перед этим, по данным украинских источников, ВКС нанесли удар по административному зданию в Голосеевском районе Киева, которое, как оказалось, было главным штабом СВР Зеленского. Есть информация, что там располагалось дорогостоящее американское оборудование для прослушки телефонов.

Можно сказать, что ВФУ к своей традиционной тактике нанесения беспорядочных ударов по всему живому, включая мирных жителей, а также по больницам, детским садам и школам, добавили и «осмысленные» удары по некоторым объектам русской армии.

К примеру, Анатолий Шарий сообщал, что ВСУ 1 января нанесли удар по расположению армии России западнее Чулаковки (Херсонская область). Затем над Воронежем был сбит украинский беспилотник, а «ночью с украинского БПЛА был атакован объект энергоснабжения в Климовском районе Брянской области», сообщил он.

Примеров можно перечислять достаточное количество.

Война эволюционирует постоянно, она постоянно меняется, постоянно меняются наши ходы и ходы противника. Мы под Новый год совершили ряд таких серьёзных ударов, мы атаковали и расположение противника, и какие-то стратегические объекты. Они занялись тем же самым,

— считает военкор Царьграда.

В телеграм-каналах есть информация, что удар по ПТУ в Макеевке – не единственный за последнее время. Ряд аналогичных пунктов размещения мобилизованных также могли подвергнуться украинским ударам. И все эти удары, как утверждается, были по незащищённым объектам, вроде ПТУ в Макеевке. Это оставляет множество вопросов, почему пример с Макеевкой стал не единичным, а практика размещения мобилизованных в подобных местах, возможно, продолжается.

Об изменении характера боевых действий заявил и депутат Госдумы Александр Бородай:

Надо победить противника, уничтожить его окончательно и лучше это сделать как можно скорее – до того момента, как его успеют насытить другими западными вооружениями. Слава Богу, мы пока не видим в небе СВО вражеских самолётов иностранного производства, таких как F-15 или F-16. И танков вражеских иностранного производства мы тоже пока не видим. И систему Patriot им ещё не завезли. Нам просто надо побеждать. А для этого стране нужно приложить усилия и понять, что она проводит специальную военную операцию.


Возможно, стоит выразиться не так мягко, как Александр Бородай. Необходимо не просто побеждать, но и навести порядок, прежде всего в головах тех, кто принимает решения вроде размещения мобилизованных в ПТУ. Цена таких решений – жизни совсем молодых ребят, которые погибли, даже не успев взять в руки оружие. Этому в принципе сложно найти какие-то оправдания, как и сложно это понять.

Нам очевидно, что должны быть сделаны выводы. Пока создавался этот материал, стало известно, что президент России Владимир Путин дал поручение разобраться в причинах произошедшего в Макеевке. А попутно, надо думать, и в других схожих инцидентах.

Главное, чтобы виновные были наказаны. И к сожалению, не только с украинской стороны.

Районы дислокации мобилизованных необходимо защитить. Бетоном, железом, сталью. Просто потому, что иначе нельзя. И стоит признать, что не только ВКС России могут наносить удары точно по необходимому военному объекту. На это способен и противник, который к тому же, кажется, имеет в целевых районах не одну пару собственных глаз.

ЕГОР КУЧЕР