Заместитель главного директора по энергонаправлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев сообщил, что Россия может увеличить стоимость своей нефти на 12—15 долларов за баррель, не замечая при этом потолка цен, установленного странами Запада на российское сырьё на уровне 60 долларов.

«Текущие цены за вычетом очень дорогого фрахта невысокие, прямо скажем. Это себестоимость плюс весьма небольшая маржа. Но сейчас от текущей цены FOB (стоимость в порту отгрузки) до потолка нас отделяет еще 12−15 долларов — на эту величину можно увеличить цену, не боясь потери европейского фрахта», — рассказал Белогорьев.

«При этом идет процесс постепенного замещения этого фрахта — желательно его не форсировать (иначе ставки фрахта резко растут), но он идет. В текущих условиях потолок можно просто не замечать, потому что он ни на что не влияет. Загадывать наперед пока сложно», — добавил он.

Эксперт напомнил, что потолок установлен для цены FOB, то есть для чистой цены нефти в порту отгрузки. А цена CIF (в порту получателя груза), которая подразумевается, когда говорят о цене нефти, зависит уже от стоимости фрахта, страхования и наценки трейдеров. И если раньше между FOB и CIF разница была в несколько долларов, то сейчас из-за удорожания всех трех факторов «это совершенно разные величины».

«В сущности, потребитель может платить за российскую нефть цену, фактически близкую к рыночной, но российские компании из-за высокой стоимости фрахта и оседания денег в карманах трейдеров будут получать существенно меньше, чем потолок цены», — заметил он.

В целом же при текущей пропорции цен (фактической и потолка) российские компании могут по-прежнему полноценно пользоваться европейским фрахтом и страхованием, подытожил Белогорьев. «Пока, видимо, нет дефицита судов. При этом выиграно время: с одной стороны, чтобы решить проблемы перенаправления поставок, а с другой — чтобы решить проблему организации морских перевозок», — заключил эксперт.

Азербайджанский эксперт, экономист Натик Джафарли заявил, что ужесточение Москвой контроля над продажей российской нефти тем странам, которые подключились к санкциям и потолку цен, будет весьма ощутимым для них. «Введение потолка цен со стороны западных стран коснется тех компаний, которые страхуют, занимаются логистикой российской нефти. Основные покупатели российской нефти в последнее время — это Китай и Индия, которые в несколько раз нарастили покупку нефти. В декабре средняя цена российской нефти Urals составила ниже 60 долларов. Таким образом, учитывая динамику цен последних недель, Россия ничего не теряет», — отметил Джафарли.

По его словам, ведь именно западные страны, которые предложили и подключились к решению о введении потолка цен, и так не покупали российскую танкерную нефть. «Что же касается трубопроводной нефти, которая в малых объемах, но все же поступает в Евросоюз, особенно в Венгрию, то она в стороне и от санкций, и от потолка цен. Поэтому указ президента России — это просто страховка внутренних игроков, тех, которые могли бы обходными путями продавать нефть тем странам, которые подключились к потолку цен. Ужесточение контроля над продажей российской нефти тем странам, которые подключились к санкциям и потолку цен, будет весьма ощутимым», — сказал азербайджанский экономист.

Эксперт подчеркнул, что рынки пока не очень жестко отреагировали на эти события, особых всплесков цен на нефть не было. «Сразу после новости об указе президента России был небольшой рост, но уже на следующий день цены вернулись в приемлемые рамки. К примеру, Brent торгуется в пределах 82−85 долларов. Санкции иногда бьют по западным странам не меньше, чем по России. Потолок цен, который ввели западные страны, и указ президента России, конечно же, создадут определенную напряженность на нефтяных рынках в будущем, и те страны, которые зависят от российской нефти, захотят через третьи страны продолжать поставки», — сказал Джафарли.

Эксперт напомнил об Индии, которая в последние месяцы нарастила экспорт нефтяной продукции в европейские страны в несколько раз. «Всем понятно, что это российская нефть, которая обрабатывается на индийских заводах и поставляется Евросоюзу под индийским брендом. Таким образом, если не будет более жестких мер со стороны России, то есть уменьшения добычи, то цены на нефть в ближайшее время останутся скорее всего в коридоре 80−90 долларов, и этот коридор на данный момент, похоже, устраивает всех игроков рынка», — подытожил экономист.

Президент России Владимир Путин 27 декабря своим указом запретил поставки российских нефти и нефтепродуктов иностранным лицам, если в контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены (так называемого потолка), введенного США и другими недружественными странами. Причем запрет применяется на всех этапах поставок до конечного покупателя. По нефти российский ответ заработает 1 февраля, по нефтепродуктам — не ранее, точную дату определит правительство.