— 969 г. † Византийский Император Никифор II Фока

Убит Византийский Император Никифор II Фока. Правил с 963 г. по 969 г.​ Заговорщиков возглавлял будущий Император Иоанн I Цимисхий (969-976 гг.), а также жена покойного Феофана.​ ​Всю жизнь Фока вел​ аскетический​ образ жизни, спал на звериной шкуре, носил власяницу, избегал употребления в пищу мяса. Борьбе Империи с​ арабами​ Никифор стремился придать характер священной войны. От своих воинов он требовал молиться утром и вечером, а при появлении неприятеля взывать о помощи ко Христу.

— XII в. † Преподобный Никон Сухой

​Сын богатых и знатных родителей, оставил все Христа ради и принял иночество в Киево-Печерском монастыре. В 1096 году при нашествии хана Боняка он вместе с другими иноками был взят в плен. Ожидая богатого выкупа, половчанин жестоко обращался с преподобным Никоном. Когда святой отказался от выкупа, хозяин стал мучить его голодом, оставлял летом на жаре, а зимой на морозе. Но преподобный за все благодарил Бога и сказал однажды мучителю, что Господь, по молитвам преподобных Антония и Феодосия, возвратит его в монастырь, как об этом предсказал явившийся ему преподобный Евстратий († 1097 г.) ​ ​ Половчанин подрезал преподобному Никону сухожилия ног и поставил усиленную стражу. Но на третий день в шестой час внезапно святой узник стал невидим, только стража слышала слова: «Хвалите Господа с Небес». Так он был перенесен в Успенскую церковь к Божественной литургии. Братия окружила его и стала расспрашивать, как он попал сюда. Преподобный Никон хотел скрыть чудо. Но братия упросили его поведать истину. Преподобный Никон хотел продолжать свои подвиги в монастыре, не снимая кандалов, но игумен сказал: «Если бы Господь хотел, чтобы ты оставался связанным, Он не извел бы тебя из плена».​ Через много времени прежний хозяин преподобного Никона пришел в Киево-Печерский монастырь и узнал своего бывшего узника, иссохшего от голода и ран. Он уверовал, принял Крещение и, приняв постриг, стал послушником преподобного Никона. Скончался преподобный Никон в начале ХII века и был погребен в Ближних пещерах.

— 1586 г. Святитель Иов стал митрополитом Московским и всея Руси

​Митрополитом Московским и всея Руси становится свт. Иов. С 26 января 1589 г. – патриарх. Правил до июня 1605 г. Удален в Старицкий Успенский монастырь.

 

— 1610 г. Убит Лжедмитрий II

Тушинский вор.

 

— 1698 г. Учрежден Воинский Морской Приказ

В Москве Петром I учрежден Воинский Морской Приказ, для «заведывания» личным составом формирующегося Российского флота и принятыми на русскую службу иностранцами. Одно из первых учреждений военно-морского флота России. Первым руководителем был Федор Алексеевич Головин.

 

— 1717 г. Создана Адмиралтейств — коллегия

​Создана по указанию царя Петра I, высший орган руководства военной и административно-хозяйственной деятельностью ВМФ России. Первым президентом адмиралтейств-коллегии был генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин. Упразднена 1 января 1828 г.

 

— 1742 г. Указ Императрицы Елизаветы Петровны

​Указ о запрещении носить дорогую одежду, вытканную золотом и серебром, и кружева свыше трех пальцев шириной. Старые платья разрешено было донашивать, но предписывалось, во избежание тайного шитья новых, приносить их в государственные учреждения для клеймения в незаметных местах сургучной печатью. ​ ​ ​ Устанавливалась также допускаемая цена нарядов: она регламентировалась рангом их владельцев, а дамы носили платья в зависимости от чинов мужей.​

— 1790 г. Взятие крепости Измаил

Турецкая крепость Измаил на Дунае считалась по тем временам неприступной. Потемкин, начинавший осаду ее, не достиг успеха. Тогда приглашен был Суворов. По своем прибытии в начале декабря Суворов немедленно предложил крепости сдаться. «Сутки на размышление – воля», – говорилось в послании турецкому коменданту. – «Первый выстрел – уже неволя. Штурм – смерть».​ ​Во время штурма крепости Измаила русскими войсками под предводительством русского Архистратига А.В.Суворова, в критическую минуту священник Полоцкого пехотного полка Трофим Куницын возглавил одну из боевых колонн и повел ее на штурм крепости.

 

— 1812 г. Император Александр I въехал в г. Вильну

​Этот город Император оставил полгода назад. Собравшимся во дворце генералам Государь сказал: «Вы спасли не одну Россию — вы спасли Европу»

— 1833 г. Первое публичное исполнение «Боже, Царя храни»

​Состоялось первое публичное исполнение «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, Царя храни») в московском Большом театре. К хору присоединилась вся драматическая труппа, включая великого артиста М.С. Щепкина. Пели сразу около 400 человек. Публика встретила Гимн восторженно, стоя! ​На следующий день в газетах появились хвалебные отзывы. Вот что сообщает об исторической премьере директор Московских Императорских театров М.П. Загоскин:«Сначала слова были пропеты одним из актеров Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «фора» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена…»

— 1905 г. Закон о выборах

Опубликование закона о выборах в Государственную Думу.

— 1916 г. Царица с Великими княжнами прибыли в Новгород

​В столицах изменники и безумцы готовят революцию, ожесточенно поносят Государыню Императрицу. Древний же Новгород восторженно приветствует Царицу, прибывшую вместе с великими княжнами поклониться святыням. Софийский собор,​ ​ архиепископ Арсений в прочувствованном слове приветствует благочестивую Государыню Императрицу Александру Феодоровну. Окончены литургия и молебен. Царица, великие княжны, князья Иоанн Константинович и Андрей Александрович прикладываются к святыням. Десятинный женский монастырь, Юрьев монастырь, Знаменский собор, часовня, где находится чудотворная икона Владимирской Божией Матери, именуемой Печерской,— принимают в своих святых стенах глубоко верующее Царское семейство. Народ видит, к каким высотам стремится душа достойной супруги Государя Императора.

— 1917 г. † Иван Логгинович Горемыкин

Видный государственный деятель, председатель Совета министров Российской Империи, действительный тайный советник 1-го класса.​ ​Он родился 27 октября 1839 г. в Новгороде в семье управляющего удельной конторой. Представитель старинного дворянского рода. С 1891 г. товарищ министра юстиции, с 1895 г. товарищ министра, затем министр внутренних дел, под его руководством создано Переселенческое управление, в 1899 г. уволен и назначен членом Государственного Совета. Во время смуты 1905 г. выступал с критикой политики правительства С.Ю. Витте, считая, что Витте подрывает основы монархической государственности. В апреле 1906 г. после отставки Витте, когда существовала опасность обострения политической ситуации, Государь Император Николай II назначил главой правительства Горемыкина, который блестяще справился с возложенной на него задачей умиротворения общества. В 1914 г. после отставки В.Н. Коковцова Государю снова понадобились опыт и авторитет Горемыкина, и он вновь был назначен главой правительства.​ ​ ​ Горемыкин являл собой редкий уже среди сановников того времени тип верноподданного монархиста, он был решительным противником антигосударственной деятельности Госдумы, особенно после образования в ней Прогрессивного блока. Горемыкин поддерживал тесные связи с монархическими организациями, был лично близок с некоторыми лидерами правых (архиепископом Никоном (Рождественским), Б.В. Никольским и др.). Монархисты, в свою очередь, весьма ценили Горемыкина: в октябрьском (1915 г.) послании Главного Совета Союза Русского Народа он назван «маститым, умудренным, честным царским слугою», Нижегородское совещание монархистов в ноябре 1915 г. направило ему телеграмму с выражением благодарности «за его стойкость в борьбе со стремлением некоторой части политических деятелей страны ограничить власть монарха».​ ​В январе 1916 г. после неоднократных просьб уволен государем на покой с оставлением членом Государственного Совета, сенатором и статус-секретарём. После февральского переворота был арестован, но вскоре освобожден, в мае его допрашивала Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства, после чего ему разрешили выехать из Петрограда. Горемыкин поселился на даче под Сочи, где был убит революционными бандитами вместе с женой, дочерью и зятем.

— 1918 г. † Епископ Феофан (Ильминский)

​Священномученик, епископ Пермский и Соликамский. Родился 26.09.1867 г., в Саратовской губернии, в семье церковного чтеца. Закончил Казанскую духовную академию. В 1898 г. рукоположен в сан священника. С 1911 исполняет должность редактора «Саратовского Духовного Вестника». Пастырское обращение его всегда было прямым. Так, он сказал по поводу убийства в Киеве П.А. Столыпина: «Опять Иродиада беснуется, опять революционная гидра требует главы слуг Государевых!».​ ​В 1914 г. после смерти жены принял монашеский постриг с именем Феофан, а в 1915 г. возведен в сан архимандрита Соликамского Троицкого монастыря, которым управлял до конца своей жизни. В феврале 1917 хиротонисан в епископа Соликамского.​ ​После захвата власти богоборцами владыка Феофан организовывал и возглавлял многолюдные крестные ходы, проводимые в связи с гонениями на Церковь и грабежами монастырей. ​ ​ Когда в марте 1918 г. некоторые священники во главе с благочинными выпустили заявление о лояльности и дружелюбии к большевикам, владыка с грустью и недоумением отозвался на это: «Пастыри Церкви, служители «идеалам Христианства» выражают «лояльность»… насильникам и грабителям… Вы должны были как пастыри, как соль земли, как свет миру, высказать свой нравственный суд насильникам…».​ ​17 июня 1918 г., после ареста и казни священномученика архиепископа Пермского Андроника, владыка переехал в Пермь и принял управление Пермской епархией. ​ ​ Вскоре, в конце лета, он и сам был арестован. За несколько дней до освобождения Перми войсками армии Колчака 23 декабря 1918 г. большевики подвергли епископа изощренным мучениям. В 30-градусный мороз святителя многократно погружали в ледяную прорубь р. Камы. Тело владыки покрылось льдом толщиной в два​ пальца, но мученик все еще оставался жив. Тогда палачи его просто утопили. Вместе с ним были утоплены два священника и пятеро​ мирян.​ ​Канонизирован Русской Церковью в 2000 г.

— 1927 г. † Владимир Михайлович Бехтерев

​Знаменитый русский невропатолог, психиатр и психолог. Родился 20 января 1857 г. в селе Сорали Вятской губернии. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 г. Возглавил первую в России психофизиологическую лабораторию, основал в Петербурге психоневрологический институт (1907 г.), создал и возглавил Институт мозга (1818 г.).​ ​Основоположник рефлексологии, автор книги «Гипноз. Внушение. Телепатия» — о методах воздействия на личность и толпу, о сектах и их приемах обработки людей: «… и на интеллигентных лиц, обладающих вполне развитой логикой, внушение действует вряд ли менее сильно, нежели на детей и простолюдинов». Умер в Москве 24 декабря 1927 г.

 — 1932 г. † Анастасия Владикавказская

Блаженная старица Анастасия Андреевна Андреева жила во Владикавказе и несла подвиг юродства. В трудное время безбожной власти укрепляла людей в вере и прорицала будущее. Задолго до своей смерти предсказала войну с фашистами и говорила, что немец дойдет до ее могилы и в город не войдет, так как она будет его молитвенно охранять. Все так и произошло. Почитается православными как защитница и покровительница Кавказа.

— 1964 г. † Преподобный Кукша Одесский

​Русский старец. В юности подвизался на Афоне. В июле 19137 г. Господь промыслительно направил его с Афона в Россию, где стал насельником Киево-Печерской лавры. В 56 лет тяжело заболел и принял схиму. С 1938 по 1948 г.г. пять лет лагерей и пять лет ссылки. Возвращается в Киево-Печерскую лавру, где принимает новый подвиг служения страждущим людям — старчество. Никогда не осуждал согрешающих, а с состраданием принимал их. «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха».​ ​ ​ Преподобный учил идти средним — царским — путем, особенно не замаливаться и не поститься без меры. Часто говорил: «Придет время, поел бы, да не подадут. Поел -​ благодари Бога. За все, за все благодари Бога». Старец предупреждал: «Когда весь мир будет избирать одного человека, тогда не ходите на выборы — это будет антихрист». Еще старец пророчествовал: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «святой». Но это будет тот самый восьмой собор, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну».​ Известно, что в 1957 г. старец сказал: «Если где найдете золотую или серебряную монету с изображением Государя, то носите ее на себе как святыню». ​ ​ Патриарх Алексий I, бывая в Одессе, часто посещал Преподобного и в последний год жизни пригласил его в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где он и побывал летом 1964 г., отслужив там Литургию. Преподобный Кукша при жизни обладал даром исцеления и прозорливости. Особенно много случаев исцелений по молитвам святого Кукши раковых больных.​ ​В 1994 г. были обретены мощи старца.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович