«Вооружённый конфликт на Украине длится десять месяцев. За это время он стал ведущей политической и военной темой года, а возможно, и главной экономической темой. В экономическом отношении вопрос весьма многогранен: здесь и разрушение производственной базы Украины, и вопрос о её восстановлении, и последствия антироссийских санкций, о которых ведутся жаркие споры. Военные действия так же, как минимум, отчасти стали причиной непрекращающейся инфляции, которая поразила в этом году весь мир»,

– пишет американский журнал Foreign Policy (FP).

Журналист издания Кэмерон Абади (Cameron Abadi) обсудил экономику Украины в ближайшем будущем и вероятность присоединения этой страны к Евросоюзу с экономическим обозревателем издания Foreign Policy Адамом Тузом (Adam Tooze).

По мнению экономического эксперта, санкции, направленные сегодня против России, беспрецедентны. Вот только последствия их оказались не совсем теми, на которые рассчитывал Запад. Краха российской экономики не последовало, лишь замедлился её рост, что не выведет из строя российскую экономику и не остановит специальную военную операцию России.

На Украине экономическая ситуация намного хуже, уверен Адам Туз. Если российская экономика под гнётом санкций просела на 4%, то на Украине экономический спад составляет 30-35%. И ситуация становится всё серьёзнее буквально с каждой неделей, особенно с наступлением холодов.

Инфляция на Украине составляет более 26%, отметил экономист.

При такой инфляции Киев не в состоянии сформировать дееспособный механизм для финансирования военных действий. И хотя Украина постоянно получает финансовую помощь со стороны,  эта помощь покрывает лишь часть затрат. При этом киевская власть благоразумно отказывается от включения печатного станка, хотя несколько раз всё же приходилось его включать. Вероятно, там понимают, что это прямой путь к тотальной финансовой катастрофе, отмечает Туз.

Удастся ли Киеву упрочить свои финансы или по крайней мере не допустить дальнейшего сползания в финансовый хаос, сегодня сказать сложно, считает экономический обозреватель FP.

«Крах финансовой экономики в недалекой перспективе ослабит жизнеспособность украинской реальной экономики. А эта реальная экономика и без того испытывает жесточайший стресс. По имеющимся оценкам, сейчас работает лишь 60% украинцев по сравнению с тем количеством, которое имело работу в начале вооружённого конфликта. Около 40% стали либо беженцами, либо безработными. И конечно, крайне важно то, что Россия в итоге начала наносить удары по украинской энергетической инфраструктуре, без которой не может функционировать современная экономика. Около 50% объектов украинской энергетической инфраструктуры выведено из строя. Если Россия продолжит свои удары, ситуация в украинской экономике станет крайне опасной, и произойти это может уже в начале будущего года»,

– цитирует Foreign Policy экономического эксперта.

По его мнению, заявление украинского президента Владимира Зеленского, в котором он попросил украинских беженцев не возвращаться домой, является весьма и весьма показательным.

Если государство буквально просит своих граждан оставаться за границей, потому что оно не в силах обеспечить им даже элементарные услуги, необходимо к этому относиться очень серьёзно.

Многие на Западе уверены, что необходимо срочно увеличивать помощь Украине, однако эксперт считает, что в первую очередь нужно отправить в помощь Киеву бригады ремонтников с оборудованием для ремонта украинской энергосистемы. Но всё это потребует дополнительных расходов западных стран, и сегодня не совсем понятно, как европейские страны к этому отнесутся на фоне своих экономических кризисов. Эксперт напомнил, что Киев надеется на то, что Запад будет выделять Украине каждый месяц по пять миллиардов долларов  на поддержание экономики.

Что касается интегрирования Украины в Евросоюз, то вопрос этот не так прост, как кажется, считает экономический обозреватель. По его мнению, вначале необходимо привести политику восточноевропейских стран в соответствие с политической культурой остальной Европы. При этом стоит иметь в виду, что Прибалтийские страны, Польша и Скандинавия явно хотят побыстрее перестроить Евросоюз и Украина, если вдруг она станет членом ЕС, окажется в этой компании, а баланс сил в Евросоюзе в таком случае полностью изменится. В целом у Польши и Украины, по сути, будет столько же голосов, сколько и у Германии, что может в будущем обернуться настоящей трагедией для Европы. Но это один вопрос. Второй вопрос – как довести Украину до стандартов, позволяющих прийти ей на рынок труда Евросоюза? Другими словами, украинские зарплаты должны стать на уровне европейских, а это колоссальная задача, для которой придётся найти как минимум сотни миллиардов евро, отметил Адам Туз и подчеркнул, что он не знает, где взять эти миллиарды.

«Кроме того, не следует забывать тот факт, что Украина и Польша больше нацелены на поддержание альянса с Америкой в военной сфере и в области национальной безопасности и, откровенно говоря, не очень заинтересованы в развитии европейских структур безопасности, так как не доверяют им. Они доверяют американской мощи»,

– констатировал эксперт.

Элла МАЙСТРЕНКО