ФОТО: САНДУРСКАЯ СОФЬЯ /АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Лидер КПРФ считает, что в развале СССР виноват не кто иной, как народ погибшей страны. По словам Геннадия Зюганова, этому народу нужно было «поэнергичнее защищать свои интересы». Заявление, мягко говоря, необоснованное. Особенно в свете того, что произошло спустя всего пять лет после «Беловежского сговора», на президентских выборах 1996 года, где Геннадий Андреевич повёл себя совершенно нехарактерным для пламенного коммуниста образом.

Так кто же виноват

СССР был, как ни крути, Империей, и виновники её гибели в 1991 году не вызывают у редакции никаких чувств, кроме брезгливости. О личностях тех, кто в Вискулях, под коньячок и закуску, перечёркивал огромный пласт нашей общей истории, ввергая страну в длинную череду чудовищных событий и смертей, написано уже немало – повторять эпитеты, которыми до сих пор честит их народ, нет смысла. А вот о том, что, по версии бессменного руководителя КПРФ товарища Зюганова, именно этот народ и не смог сохранить Союз, поговорить стоит.

Итак, о народе. 10 марта 1991 года в центре Москвы состоялся самый большой антиправительственный митинг за всю историю СССР – отставки Михаила Горбачёва и сохранения Страны Советов потребовали сотни тысяч граждан. Спустя неделю их воля была подтверждена референдумом – тоже, кстати, единственным в истории – на котором за обновлённый Союз проголосовали 113 512 812 человек, или 77,85% от числа голосовавших. Что все эти люди могли сделать ещё, находясь при этом в правовом поле? Пожалуй что ничего. И вот 15 декабря 2022-го в своём интервью РИА Новости Зюганов выдаёт следующее:

Если бы в 1991 году нашлась бы пара мужественных командиров и арестовали бы Ельцина с этими заговорщиками в Беловежье, а народ бросился бы поэнергичнее защищать свои интересы, тогда были бы впереди планеты всей, а пока корчимся в муках и системном кризисе.

Вот оно как, оказывается! Геннадий Андреевич, а вы относили себя в те поры к народу? Или полутора годами ранее активничали на ниве строительства Коммунистической партии РСФСР, чью преемницу КПРФ сейчас и возглавляете? Поди, знали к чему всё движется?

Пляски на костях Союза

Год 1996-й ознаменовался первыми президентскими выборами в новейшей истории России. Своих кандидатов тогда выдвинули 78 инициативных групп, но в итоге удостоверения кандидата получили 9 политиков. В том числе и Геннадий Зюганов, ставший по итогам первого тура главным оппонентом Бориса Ельцина. Вообще, от этого всенародного голосования, вернее, от того, что творили его главные фигуранты, до сих пор ощущается лёгкий привкус цирковых опилок и клоунады. Как «зажигал» Борис Николаевич! Какие речи толкал Геннадий Андреевич! Триумф воли политтехнологов – да и только. И что в итоге?

А итог известен, вот только верится в него с трудом. Потому что электорат, до тошноты наглотавшийся к тому времени «свободы и демократии» с их бандитскими разборками и повальной нищетой на фоне активно созревающей олигархии, верил уже не россказням ельцинских скоморохов, а старым добрым, ещё не забытым лозунгам о равенстве, братстве, дружбе народов, социальной справедливости и уверенности в завтрашнем дне. Тем самым, которыми кормил своих избирателей Зюганов. Но он эти выборы слил. Не будем гадать, за деньги или за какие-то иные блага, но он уступил трон Ельцину, и «святые 90-е» продолжились во всём их страшном «великолепии» под унылое ворчание штатного Зюганова.

Вечно не первый

После отставки Ельцина КПРФ ни шатко ни валко продолжала вести свою политику, а её лидер с завидной регулярностью участвовал в президентских выборах. Успеха он ни разу, как известно, не стяжал – видимо, по причинам человеческой памяти о 1996 годе, – однако очень приветливо общался с прессой, выступал с заявлениями и вообще напоминал о себе, как только мог. И вот с некоторых пор, видимо, ощутил падение интереса как к себе лично, так и к возглавляемой им структуре. Оно и немудрено – людей в условиях СВО волнуют совсем иные материи, нежели политические амбиции вечно не первого главы вечно не первой партии.

И тогда Геннадий Андреевич решил напомнить о себе погромче. Получилось не очень, а блогер и общественный деятель Сергей Колясников считает, что не получилось вообще никак и что Зюганов снова упустил отличную возможность промолчать:

Лидер Коммунистической партии Российской Федерации, на мой взгляд, уже давно потерял всякое адекватное представление о реальности. Наверное, это выступление показалось ему хорошим способом привлечь к себе внимание, но этот способ по ряду причин оказался плохим. Во-первых, за сохранение Советского Союза выступало огромное количество людей. Они не хотели разрушения страны, но они же не хотели и гражданской войны. А во-вторых, после того как Зюганов буквально вручил Россию Ельцину, о чём вообще можно говорить? Кому бы говорить на такие темы – но точно не Зюганову!

– заключил собеседник Царьграда, и не согласиться с ним крайне сложно.

Что с того?

К СССР можно относиться по-разному – можно как к «преступному коммунистическому режиму», но можно и как к неотъемлемому атрибуту нашей тысячелетней истории, без которого она не будет полной. И очень странно, что, казалось бы, апологет всего советского в итоге скатился к риторике самых прожжённых русофобов. Тех самых, для которых народ России – не более чем стадо, не способное самостоятельно влиять на свою судьбу. Способно, Геннадий Андреевич! Причём не только на свою человеческую судьбу, но и на политическую судьбу некоторых невоздержанных на язык партийных лидеров. Жаль, что вы об этом забыли. И не жаль, что на следующих выборах – парламентских или президентских – об этом вспомнят ваши оппоненты.

АЛЬГИРДАС МИКУЛЬСКИС