ФОТО: SARAYUT SRIDEE/SHUTTERSTОСK.СОM

Шарлатаны активно пользуются неграмотностью и растерянностью простых людей. В мирное время их сомнительные услуги опасны, в основном, для кошельков малограмотных сограждан. Во время войны они растлевают народ.

Сильное колдунство – оно повсюду

Включаешь этак нечаянно телевизор – просто чтобы бубнил на заднем плане, пока работаешь. Вредная привычка, знаю, но прилипчивая. Включаешь – а там в студии очень популярного канала самого центрального телевидения ведущий расспрашивает «контактёра» с инопланетянами. Контактёр, кося от усердия глазами и восторженно вскрикивая, повествует про «сообщество цивилизаций Юпитера». Переключаешь канал – там колдун сообщает, что готов предсказать любое событие на следующие сто лет. Утром в телевизоре непременный гороскоп, в прайм-тайм – толкование предсказаний известной в прошлом веке бабки…

Это всё идёт фоном, который можно не замечать. А вот социальная проблема встаёт в полный рост. На маркетплейсах – то есть в крупных интернет-магазинах – ураганными темпами растут продажи амулетов, которые защищают носителя от мобилизации, от призыва в армию. Некоторые СМИ сообщают, что цена такого амулета может доходить до 50 тысяч рублей. В Сети можно найти ещё более интересные предложения: «потомственные ведьмы» и «ментальные маги» предлагают заговорить от мобилизации. Они «надевают защитный купол», под которым человека не видит военкомат. Они «делают это на эгрегоре» (представляю себе изумление несчастного мистика Даниила Андреева, из-за которого это слово попало в современный русский язык).

Рядом с предложениями спасти от мобилизации с помощью колдовства размещают предложения заговорить от пули и снаряда, продать амулет на возвращение домой, продать наговор от увечья… Этих хотя бы в антипатриотизме не обвинишь.

Предложениям несть числа. Часть из них, как уже известно, распространяют в Сети представители хорошо известного украинского ведомства, занятого информационной войной против России. Понятно, кому выгодны «заговоры» от мобилизации. Тем, кто не хочет, чтобы русские люди с готовностью шли защищать Родину. Часть предложений исходит от обычных практикующих и в мирное время колдунов, экстрасенсов, шаманов и магов. Ничего личного, только бизнес, и, кстати, даже назвать их услуги навязанными удалось бы далеко не в каждом случае. Людей к ним не на арканах тянут.

А ЕГЭ ни в чём не виноват

У автора этих строк есть нечто вроде хобби – назвать его «социологическим исследованием» язык не повернётся, по сути, это накопление базы ответов на всего один вопрос. Когда я вижу человека, который явно подвержен большому количеству суеверий, пользуется за деньги услугами колдунов, всерьёз относится к цыганскому гаданию или картам Таро, или сверяет свою жизнь с гороскопами, я, при возможности, его спрашиваю: какие оценки в школе он получал по физике, химии, биологии? Двоечников среди клиентов экстрасенсов я не встречал никогда – ну, это особенность нашей школы, если уж человек получает аттестат, то хотя бы на «удовлетворительно», как считается, он овладел знаниями по всем предметам.

Автор этих строк много лет пытается совместить школьный курс знаний с представлениями о возможностях в реальном мире колдовства, телепатии, предсказаний будущего, столоверчения… И совершенно уверен, что школьной биологии совершенно достаточно, чтобы не верить ни во внезапно возникающие на рынке чудодейственные средства, состоящие, в основном, из сахарного песка, ни в излечение пневмонии путём потрясания украшенным перьями бубном.

Но автор этих строк хорошо понимает, что у многих и многих сограждан школьные знания,в том числе повторенные и заученные вместе с детьми – отдельно, а живая жизнь – отдельно.

Велик соблазн списать проблему на ЕГЭ и общее падение уровня образования после крушения СССР. Но не получается, потому что ещё до крушения вполне взрослые люди, имеющие аттестаты зрелости из советской школы и многие – дипломы о высшем образовании, «заряжали» воду в трёхлитровых банках перед телевизорами, когда на экране водил руками Алан Чумак, и лечились от всех болезней перед тем же телевизором у доктора Кашпировского. Те же люди десятилетиями верили в таланты Джуны и разнообразных предсказателей будущего.

Собственно, буквально те же люди, став старше, и сейчас прилипают к телевизионным экранам, когда по каналам центрального телевидения, входящим в первый мультиплекс, – бесплатным современным цифровым каналам – в модных ток-шоу обсуждается роль всё той же давно уже покойной Джуны в управлении государством при Горбачёве, а также важнейший для каждого телезрителя вопрос, могла ли она вылечить Брежнева.

Тревога и методы борьбы с ней

Телевидение гонится за рейтингом – и показывает то, что хочет видеть зритель. Телевидение должно заниматься просветительской работой – но этот долг существует отдельно от рейтинга, они плохо рифмуются.

Телевидение должно бы разоблачать шарлатанов – но «битвы экстрасенсов с колдунами» и утренние гороскопы собирают куда больше зрителей, чем магия с полным её разоблачением. Зритель не хочет разоблачения, зритель хочет как раз наоборот – очарования. «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».

Почему? Социопсихологи говорят, что интерес к сверхъестественному растёт в обществе, когда повышается уровень тревоги. Тревоги нынче в обществе хоть отбавляй – это и невооружённым глазом видно, и социологические исследования об этом свидетельствуют. Вот, скажем, ФОМ показывает, как изменяется этот уровень за время специальной военной операции на Украине.

КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРЕОБЛАДАЕТ СЕГОДНЯ СРЕДИ ВАШИХ РОДНЫХ, ДРУЗЕЙ, КОЛЛЕГ, ЗНАКОМЫХ – СПОКОЙНОЕ ИЛИ ТРЕВОЖНОЕ? ИНФОГРАФИКА: ЦАРЬГРАД. ИСТОЧНИК: «НАСТРОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ». ОПРОС «ФОМНИБУС» 2–4 ДЕКАБРЯ. 104 НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТА, 53 СУБЪЕКТА РФ, 1500 РЕСПОНДЕНТОВ.

Понятно, что если 56% людей уверены, что окружающие находятся в состоянии тревоги, то они сами, вместе с окружающими, нуждаются в утешении, в том, чтобы соотнести свою тревогу с чем-то большим, чем они сами.

Нет стыда в том, чтобы опасаться раны или смерти в бою. Но не стыдно ли пытаться защититься от опасности, купив нечто на сайте с названием типа «Ведьмины заметки»?

Вот тут-то и появляется драматическая развилка. Оказывается, что нормальное светское образование ничем не может помочь человеку, которому, чтобы не изводиться в страхе за близких, не ощущать своего бессилия перед обстоятельствами, нужно прикосновение к чудесному.

В этот миг, осознав, что же ему требуется, человеку бы следовало… Не отвернуться от светских знаний, не забыть о науке, нет – просто обратиться от земного к небесному. Вспомнить о вере. Отправиться в храм.

Но, хотя огромное большинство наших сограждан при опросах общественного мнения объявляют себя верующими, понимания, как соотносятся вера и земная жизнь, у многих нет. У большинства ли? Не берусь судить. Но факт, что тот, кто просит помощи не у Бога, а у колдуна, тот, кому нужна не молитва, а «заговор», верующим считаться не может.

Что с того?

Отечество в опасности. Против нас ведут войну на истощение и уничтожение. Эта война ведётся в разных измерениях – в том числе и на поле культуры. Давайте честно признаемся: каждый шарлатан и колдун, каждый распространитель «наговоров» и «амулетов» не просто совершает корыстное преступление. Он ослабляет народ и государство. И втройне то же делает каждый, кто способствует помутнению рассудка испуганных, растерянных, встревоженных людей.

Что должно теперь делать Государство Российское? Две простых, важных, сложных вещи.

Во-первых, всю магию, как бы она ни называлась, надо вывести из легального публичного и информационного пространства. Шарлатан должен осознавать, что он – преступник. Клиент шарлатана должен понимать, что имеет дело с преступником. Нет, это не искоренит беду – но хотя бы затруднит её рекламу.

Во-вторых, и в главных. Следует раз и навсегда, там, где государство может это контролировать, прекратить обсуждать экстрасенсов и предсказателей, колдунов и «контактёров». Вместо этого – да, в ущерб популярности государственных телепрограмм – заняться просвещением народа. Сразу по двум направлениям. Популяризация науки и разговор о вере должны идти бок о бок.

Иначе не победим.

АНДРЕЙ ПЕРЛА