В Варшаве много раз с пафосом заявляли, что «Балтийский газопровод» должен заменить поставки российского газа в Польшу, составлявшие до 10 млрд кубометров ежегодно. Однако пока что действительность не так радужна

Источник: trmzk.ru

В польских госструктурах сообщили, что в первый год функционирования Baltic Pipe получится подать по нему лишь 3,5 млрд кубометров. Потом это число снизили и вовсе до 3 млрд кубометров. Задачу же обеспечения своей «энергетической независимости» Польша решает за счёт привозимого морем сжиженного природного газа (СПГ), заморских закупок угля и его хищнической добычи на собственной территории.

После того, как «Балтийский газопровод» начал работу 1 ноября, партии «голубого топлива», поступавшие по нему в течение первых четырёх недель, были эквивалентны лишь 20% от возможной мощности проекта. Виной тому стали технические неполадки (газопровод все ещё отлаживался), из-за которых мощности Baltic Pipe оказались ограничены вдвое – до 15 млн кубометров в сутки. Однако даже и они сначала на полную мощность не использовались: по данным оператора норвежской ГТС Gassco, в ноябре суточные поставки по разрекламированному трубопроводу не превышали 6,3 млн кубометров в сутки. Такие поставки оказались значительно ниже, чем ноябрьский импорт газа в Польшу из Германии (10 млн кубометров в сутки) – реверсом по газопроводу «Ямал-Европа», который Варшава насильственно переняла под свое управление. Эксперты заговорили о том, что польской госкомпании PGNiG, отвечающей за добычу и хранение газа и нефти, просто не хватает мощности норвежских месторождений, в которых она приобрела долю. К слову, по данным за второй квартал текущего года среднесуточный уровень добычи на континентальном шельфе Северного моря составлял 8,4 млн кубометров в сутки.

Судя по данным Ассоциации операторов газовой инфраструктуры Европы (Gas Infrastructure Europe) и Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), в настоящее время Польша слабо использует запасы в своих хранилищах, обеспечивая текущий спрос отчасти внутренней добычей, а в основном экспортом.

Важные точки входа «голубого топлива» на польскую территорию – терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Свиноуйсьце (20 млн кубометров в сутки), Baltic Pipe и «Ямал-Европа». При этом важнейшим источником топлива для Польши в ближайшее время станет именно СПГ. Как сообщили в PGNiG, с 2023 года у них начнут действовать контракты с компаниями из Катара и США на общий объем более 11 млрд кубометров в год. Газ поступает в Польшу также через интерконнектор с Чехией – более 2 млн кубометров в сутки. Таким образом, хоть и худо-бедно, но обеспечить надобности страны удаётся.

Ещё одним источником топлива стала для Польши соседняя Украина – с 15 ноября польские компании начали отбор газа из украинских хранилищ. Средний отбор составляет 6,7 млн кубометров в сутки. При этом уровень отбора из хранилищ на территории самой Польши не превышает 1 млн кубометров в сутки. Судя по данным украинского оператора, всего с мая польские компании подали в свою страну 209 млн кубометров, хранившихся на Украине в режиме «таможенный склад» – это 2% отбираемого газа, находившегося в украинских подземных газохранилищах (ПГХ). В последние дни среднесуточный отбор из украинских хранилищ составляет около 50 млн кубометров – и польские объемы достигают до 25% от этого объёма. Уточним, что запасы украинских ПХГ сейчас находятся на уровне 14,3 млрд кубометров – несмотря на то, что правительство требовало обеспечить все 19 млрд. Однако при нынешней цене топлива у «Нафтогаза» просто нет достаточных средств – и в последнее время украинская госкомпания выкупала те объемы, которые уже находятся в тамошних хранилищах. Ну а Польше, которая сейчас крайне ограничена в импорте газа, выбирать не приходится – вот они и «обирают» восточного соседа.

Стоит дополнительно отметить, что вскоре заработает 10-летний контракт PGNiG с норвежской госкомпанией Equinor – на поставку около 2,4 млрд кубометров газа в год (6,5 млн кубометров в сутки). К слову, польские политики и тут не вполне довольны. Они громко возмущаются тем, что Норвегия продает газ в Евросоюз по максимальным котировкам и зарабатывает, дескать, на своих союзниках по НАТО. Осло эти обвинения отвергает. Ожидается, что по итогам этого года скандинавская страна получит от продажи нефти и газа 109 млрд долларов – на 82 млрд долларов больше, чем в 2021 году. В Equinor, впрочем, уточнили, что стоимость газа для Варшавы будет отражать рыночную цену, а объёмы предстоящих поставок окажутся эквивалентны 15% от всего польского потребления.

30 ноября поставки по Baltic Pipe все же вышли на полную мощность. В связи с этим гендиректор польского оператора газотранспортной системы Gaz-System Томаш Стемпень заявил: «При полной мощности Baltic Pipe может покрыть 60% потребности Польши в природном газе. С января нынешнего года мы увеличили мощность СПГ-терминала в Свиноуйсьце. В этом году мы также запустили газопроводы в Литву и Словакию. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что задача обеспечения энергетической безопасности Польши, поставленная перед Gaz-System, выполнена». Однако в PGNiG ранее сообщили, что их собственная добыча у берегов Норвегии и Дании позволят подать в первый год функционирования Baltic Pipe только 3,5 млрд кубометров. Задержка с запуском датского месторождения заставила снизить прогнозы до 3 млрд кубометров.

Уголь имеет для Польши не меньшее значение, чем газ. После потери российских поставок Варшава теперь «скребёт» этот вид топлива практически по всему миру. Но свежие известия, связанные с завозным углём, поляков откровенно не радуют. Ещё в августе издание Rzeczpospolita забило тревогу. «Импортный уголь имеет серьёзные недостатки. Оптовики боятся его продавать. Калорийность импортного угля меньше, чем отечественного. Полякам понадобится больше угля, чем рассчитывали… Импортный энергетический уголь может лишь в минимальной степени заменить российский и отечественный для нужд индивидуальных потребителей», – предупреждало издание.

По информации Rzeczpospolita, из каждой тонны покупного угля после его «просеивания» остается лишь от 10% до 20% продукта, пригодного для продажи индивидуальным потребителям в качестве топлива. Этот факт обесценил обещания польского Министерства климата и окружающей среды, ранее заверявшего, что процент пригодного угля составит 20-40%. «Усредняя виды ввезенного в нашу страну угля, можно сказать, что из одной тонны такого сырья можно получить на отопление около 15-20%», – сказал председатель Торговой палаты продавцов польского угля Лукаш Горбач. А некий бизнесмен из Подкарпатья откровенно заявил: «Я не буду продавать клиентам такой дорогой уголь. Потому что клиент сожжет тонну, а тепла произведет как из 700-800 килограммов отечественного или российского угля. Он вернется ко мне и потребует свои деньги».

Польский Newsweek сообщает, что уголь в порту Гданьска, ввезённый в Польшу из-за границы, выглядит, как пыль: «После приостановки импорта из России Польша тянет уголь отовсюду, откуда только может. Государственные компании не хотят показывать результаты тестов качества угля, который они покупают. А работники отрасли говорят: мы купили мусор».

«То, что поступает – это какие-​то угольные отходы», – говорит сотрудник Гданьского порта. – Мы хорошо знаем, как выглядит уголь. Предполагалось, что он будет хорошего качества, но то, что приходит – это угольная пыль. Вы сами видели, что затарено на складах. Это не имеет никакого отношения к углю. Если из сотен тысяч тонн, которые у нас складированы, останется несколько десятков тонн чистого угля, то это всё», – извещает Newsweek.

Журналист издания сообщает о «липкой угольной пыли», которая ничем не напоминает привычные твёрдые куски топлива. «Я беру в руку уголь из одной кучи, сжимаю в кулаке и на ладони у меня остаётся текучая грязь. «Я видал много такой грязи», – наш водитель указывает на то, что привезли на площадку. «Это не уголь, это шлам. Шлам служит для укрепления грунта под угольными отвалами,» – говорит наша собеседница, которая уже много лет управляет большой фирмой, торгующей углём (она просит не называть её имя). «Они импортируют всё, что под руку попадётся, лишь бы хоть на время успокоить рынок. Наши водители звонят и говорят, что из машин выливается чёрная жижа»», – передает журналист Мацей Орловский.

Он напоминает, что раньше около 20% потребностей Польши в угле покрывал импорт, причём 65% этого импорта шло из России. «Польский уголь – которого, как уверял когда-​то президент Анджей Дуда, хватит на 200 лет – был слишком дорог, чтобы конкурировать с дешёвым и высококачественным углём из-за восточной границы. После начала СВО в течение почти двух месяцев польское правительство не сделало для решения угольной проблемы ничего. Более того, когда в середине апреля на волне антироссийских настроений правительство объявило эмбарго на уголь из России, оно не обеспечило поставок из других источников. Закон об эмбарго вошёл в силу немедленно, а не как это было в других странах ЕС – с многомесячной отсрочкой, позволившей сделать запасы. В результате вскоре обнаружилось, что уголь с рынка исчез, а цены на тот, который остался, бьют все рекорды», – жалуется Орловский.

Большая часть угля, получаемого Польшей, из Индонезии, Колумбии, ЮАР, Австралии, Китая, Казахстана, Мозамбика и Танзании настолько плохого качества, что не годится для использования в домохозяйствах.

По словам экспертов, из тонны ввезённого из-за границы угольной пыли можно отсеять всего 150-200 кг угля хорошего качества. «На вопрос о качестве угля, импортируемого в Польшу, не отвечает ни правительство, ни две государственные фирмы, которые делегированы для выполнения этой задачи: Węglokoks и PGE Paliwa. Официально все заявляют, что уголь соответствует самым высоким критериям качества. Но результаты проверок никто не показывает, прикрываясь либо отсутствием информации, либо коммерческой тайной. Чем мы будем топить зимой, не известно. Министр климата Анна Москва довольно быстро перешла с позиции «угля хватит» (17 августа) на позицию «угля хватит, но советую воздержаться от больших закупок» (15 сентября). Она клялась, что правительство никогда не уверяло, будто бы хватит угля «польской добычи». И советовала привыкать к температуре 17 градусов по Цельсию в жилых домах. «Это полезно для здоровья», – убеждала она. Что ж, будем топить мусором?», – вопрошает Орловский.

А на днях польская пресса вновь вернулась к этой теме, распространив известие о том, что уголь, который Польша закупает в Австралии, не горит. К такому выводу пришли польские журналисты из телекомпании TVN24, проведя эксперимент в прямом эфире. Они вещали из дома состоятельного крестьянина Богдана Кролика, проживающего в деревне Хшипск-Вельки в Великопольском воеводстве. Фермер закупил австралийский уголь для обогрева парников с тюльпанами. Стоя прямо перед видеокамерой TVN24, предприниматель попытался разжечь уголь газовой горелкой. Не вышло. Более того, эксперимент показал, что нагретый уголь гаснет уже через несколько секунд после того, как его вынули из пламени. «Я отдал австралийский уголь своим работникам для отопления квартир. Но через два дня пришёл работник с жалобой: «Хозяин, этот уголь не горит ни в одной из печей!»», – поведал Кролик.

В Польше расцвёл такой весьма характерный для сегодняшних дней вид промысла, как нелегальная добыча угля. Ведь уголь используется для обогрева 37% польских домов. Его дефицит обернулся массовым сжиганием мусора, в результате чего Варшава, Краков и Вроцлав вошли в топ-10 самых загрязненных городов в мире.

Журналист Bloomberg пообщался с таксистом по имени Гжегож, рассказавшим, что вокруг его дома в городе Валбжих (Нижняя Силезия) уголь залегает всего на метр под поверхностью – на полях, зонах отдыха и даже в садах. Команда из четырех человек может раскопать тонну за час и заработать 1000 злотых (220 долларов) каждый – и всего-то за полдня работы! Это составляет примерно 60% от того, что средний поляк зарабатывает за неделю. И многие такой возможностью пользуются. В здешних лесах, полях, зарослях кустарника и даже в частных садах появились в большом количестве так называемые ямы бедняков. Как выразился один из жителей, «некоторым людям нужен уголь, а другим – деньги». Полицейские патрули ловят самодеятельных «шахтеров», но их количество не уменьшается.

Ну что ж, зато – «гуд бай, Россия!»?

Виталий ЛекомцевСтолетие