Каноническая Украинская Православная церковь (УПЦ МП), духовно окормлявшая миллионы русских и русскоязычных в стране, может стать ещё одной жертвой киевского режима. Против церкви развязана беспрецедентная кампания по дискредитации, священнослужителей обвиняют в «работе» на Кремль.

2 декабря президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, запрещающий деятельность религиозных организаций, якобы «аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации». На основании этого документа государственной службе по этнополитике и свободе совести Украины поручено проведение «религиоведческой экспертизы устава УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским патриархатом, при необходимости принять предусмотренные законом меры».

С октября Служба безопасности Украины проводит регулярные обыски в храмах УПЦ МП. Под такую «проверку» попала, в том числе, Киево-Печерская лавра.

Что стоит за новым витком гонений на православие, удастся ли киевскому режиму добиться своих целей в отношении УПЦ МП, и какой может быть дальнейшая судьба Украинской Православной церкви «Антифашисту» рассказала религиовед и историк Светлана Вольнова.

По словам Вольновой, речь идет не о закрытии церкви как таковом, а о том, чтобы вынудить ее предстоятеля к официальному публичному разрыву связей с РПЦ.

«Я не думаю, что стоит говорить о ликвидации УПЦ, духовно окормлявшей миллионы жителей Украины, как русскоязычных, так и украиноговорящих. Скорее, правовой беспредел властей направлен на запугивание высших церковных иерархов УПЦ МП, на то, чтобы подтолкнуть предстоятеля, митрополита Онуфрия, к полному разрыву духовных связей с РПЦ», — говорит она.

Вольнова отметила, что в Киеве вполне осознают, к каким катастрофическим для страны последствиям может привести ликвидация структур канонической УПЦ.

«Во-первых, в Киеве понимают, что Москва может воспользоваться утопичным проектом с закрытием УПЦ, объявив священную войну за православие, которое уничтожают на Украине. Это сильная духовная мотивация для русского человека, и киевский режим, я полагаю, пока будет избегать такого накала событий.

В Киеве также осведомлены, что на духовном плане ликвидировать каким-либо светским указом каноническую апостольскую церковь невозможно, это действо можно произвести только на бумаге. Церковь – не здание, и даже не оргструктура, это общины, люди, которые как исповедовали православную веру, так и будут исповедовать. Останутся священники, монашество, которое может перейти на нелегальное положение. Стоит купить, например, несколько помещений и опять начнется служение, как уже не раз бывало во времена гонений на церковь. Появятся свои мученики, но это еще более укрепит церковь, представляющую живой организм. С закрытием храмов истинная вера не иссякает, а, напротив, обновляется», — подчеркивает религиовед.

Светлана Вольнова рассказала «Антифашисту» о предсказании того, что произойдёт с Киевом, когда Лавру покинет последний истинный монах.

«Верным УПЦ МП известно также предсказание духовных православных мистиков, старцев, которые говорили о том, что когда последний подлинный монах покинет Лавру (речь идет о Киево-Печерской Лавре – ред.), будет затоплен левый берег Киева из-за прорыва плотины, и с Украины побегут люди, причем, во сто крат больше, чем сейчас. Мистикам известно, что если разрушают истинную каноническую церковь, ведущую преемственность от апостолов, сразу следует наказание. Каким способом это будет произведено, мы не знаем, но, судя по предсказаниям о том, что будет массовый исход людей и прорыв плотины, Господь может допустить разные катаклизмы на Украине», — говорит она.

«Поэтому, просчитывая эти риски, киевский режим, и те богоборческие силы, которые за ним стоят, действующие через масонские организации, прежде всего, делает все возможное, чтобы на первом этапе внедрить в православие раскол, вынудив УПЦ стать духовным союзником режима. Я думаю, украинские власти ожидают, что под давлением киевский митрополит Онуфрий, чтобы доказать верность режиму и спасти репутацию УПЦ, публично обратится к православным иерархам поместных церквей в разных странах с вестью о том, что УПЦ МП становится независимой (автокефальной) от РПЦ», — прогнозирует Вольнова.

По словам религиоведа, эта процедура предполагает написание киевским митрополитом так называемых известительных грамот об автокефалии.

«Есть определенная форма, принятая между церковными иерархами, которая рассматривается, как декларация о провозглашении независимости (автокефалии) церкви. Это грамота, в которой извещается, например, о провозглашении независимости УПЦ и также содержится просьба включать в диптихи церкви, к которой адресуется грамота, имя митрополита Онуфрия, как предстоятеля автокефальной, то есть независимой, УПЦ. Если это произойдет, то есть, если Онуфрий решится озвучить автокефалию УПЦ, можно будет говорить о том, что план Киева сработал, и УПЦ перейдет под влияние богоборческих сил, лишившись духовной связи с РПЦ», — поясняет религиовед.

Следующим шагом после извещений об автокефалии должно последовать проклятие той страны, от церкви которой данная митрополия, то есть УПЦ, уходит. «Пока, к счастью, от предстоятеля УПЦ МП таких шагов не последовало. В свою очередь, глава Русской Православной Церкви, Патриарх Кирилл, который также мог бы даровать автокефалию УПЦ МП, тоже не идет на это. В РПЦ заняли выжидательную позицию», — поясняет Вольнова.

Религиовед отметила, что церковные события на Украине перекликаются с аналогичными действиями богоборческих сил, направленных на Русскую Православную церковь и ее главу Патриарха Кирилла.

«Богоборческие силы через определенные структуры в самой РПЦ предпринимают немалые усилия, как и на Украине, направленные на подрыв единства Русской Православной церкви. Именно сейчас возникли в церковной среде так называемые непоминающие, выступающие, как и на Украине, против поминания Патриарха в храмах. Среди верующих распускаются клеветнические слухи о главе Церкви, людей подбивают не ходить в те храмы, где поминают Патриарха Кирилла, открыто обсуждают, имеет ли духовную силу причастие в этих храмах. Богоборцам надо расшатать основы православия, чтобы в православных храмах было пусто, чтобы иссякла духовная сила молитв за спасение страны», — резюмировала религиовед.

Екатерина Ветрова