ФОТО: TASS HOST PHOTO AGENCY/GLOBALLOOKPRESS

В эфире Царьграда вместе с экспертами разобрали самую длинную отставку этого года. Алексея Кудрина провожали с должности через сообщения источников на протяжении нескольких недель. И, наконец, выяснилось, что многие домыслы и слухи оказались фактами. Впрочем, и без конспирологии не обошлось.

Он долгие годы занимал должность министра финансов России, неоднократно был среди кандидатов на пост премьера, но не сложилось, а ещё в 90-е годы работал с нынешним президентом России Владимиром Путиным в мэрии Петербурга. Собственно, в соответствии с этим фактом он и получил статус «непотопляемого либерала».

И вот после четверти века, проведённых на госслужбе, Кудрин подаёт в отставку. Сам он принял такое решение или «непотопляемого» всё-таки потопили? В этом вопросе в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько разбирался с политологом, директором Института политических исследований Сергеем Марковым и политическим советником Сергеем Маркеловым.

Из «непотопляемого либерала» в «переговорщики»?

Юрий Пронько: На ваш взгляд, что означает уход из большой политики такого большого политика? Как мы понимаем, этот уход будет окончательным, по крайней мере с госслужбы.

Сергей Марков: С моей точки зрения, это не выглядит как выталкивание Алексея Кудрина в отставку. Скорее, это выведение его из опасной зоны. Кудрин только выиграет в результате ухода в «Яндекс».

Во-первых, теперь его не смогут вставить в санкционный список, как государственного деятеля России, а значит он сохранит свободу передвижения, и никто не покусится на его собственность.

Во-вторых, Кудрин, по всей видимости, заметно выиграет в деньгах, поскольку зарплата у руководителей крупных корпораций, как правило, на порядок выше, чем даже у крупных государственных чиновников.

А в-третьих, он выиграет, возможно, в интересности работы. Всё-таки пост главы крупной хайтек-корпорации, которая, по сути дела, строит будущее, – это очень интересная работа, там создаются очень яркие вещи.

У Кудрина остаётся ещё одна роль: он возможный переговорщик между Владимиром Путиным и западными элитами, которые через глав крупных хайтек-корпораций будут протаптывать дорожку Путин – Кудрин – «Яндекс».

СЕРГЕЙ МАРКОВ: «У КУДРИНА ОСТАЁТСЯ ЕЩЁ ОДНА РОЛЬ: ОН ВОЗМОЖНЫЙ ПЕРЕГОВОРЩИК МЕЖДУ ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ И ЗАПАДНЫМИ ЭЛИТАМИ». ФОТО: ЦАРЬГРАД

Ведь наш «Яндекс» – это крупная хайтек-корпорация, и её глава напрямую выходит на западных лидеров. Вот такая получается цепочка.

– Если я правильно вас понял, уход Кудрина не случаен, это «осознанное выдавливание» для того, чтобы сделать из него некоего переговорщика или неподсанкционного персонажа, который будет вхож, в том числе, а может, и в первую очередь, в высокие кабинеты Вашингтона, Брюсселя, Лондона, Тель-Авива и так далее. Тем более что его там хорошо знают.

С. Марков: Это не выдавливание, человека посылают в командировку.

Лояльный либерал в «Яндексе» лучше кондового чиновника?

– А, послали. Абрамовича показалось мало, решили Кудрина отправить на подмогу? Хорошо. Мне понятна та модель, которую описал Сергей Марков. Сергей Маркелов, а у вас какая оценка происходящего?

Сергей Маркелов. Я немного иначе вижу ситуацию. Везде, где можно влиять на умы людей, должно в том или ином виде засунуть свой пальчик государство. Что я имею в виду.

Это давно уже стало мировой тенденцией: в TicToc сидит половина разведки и контрразведки США. Они фактически и управляются TicToc. Они и в Facebook* от Meta Platforms Inc.* тоже сидят, как и в Google. То есть сегодня появились мегаинструменты, которые очень важны для управления в эпоху турбулентности и формируют глобальные тренды и повестку.

А теперь посмотрим на «Яндекс». Это наша русская мегаштука, которая вобрала в себя и поисковик, и кучу разных сервисов. Государство просто обязано, условно говоря, прислониться к этой истории, а лучше всего – возглавить её.

В этой истории я не вижу ничего глобального, к примеру, чтобы Кудрин резко поехал по всему миру и начал переговоры. Но я понимаю совершенно точно, что «Яндекс» – это мощнейший инструментарий для управления общественным сознанием, для контроля. И никуда от этого не деться – мир кардинально меняется.

Понятно, что Кудрин не изменит основной политики Яндекса с точки зрения технологического содержания и так далее. Но он совершенно точно станет «смотрящим» за этой историей.

– А вы можете объяснить, почему либералы, пусть и лояльные, идут в тему IT-технологий? Других кандидатов у нас нет?

С. Маркелов: У государства какой есть выбор? Можно, конечно, поставить кондового чиновника. Но с точки зрения сегодняшних новых технологий, новых трендов управления политикой и всем остальным, удобнее ставить человека, который может работать в разных ипостасях, в разных границах.

А либералы в этом случае очень удобные: они как бы получиновники, полубизнесмены. Когда системе нужно, они становятся чиновниками, когда удобно системе – бизнесменами. Они – как медиаторы.

Либералы: открытость будущему или выгода от технологий?

– Мне очень не нравится это стирание границ – то они чиновники, то бизнесмены. Один такой рыжий чиновник-бизнесмен уже свалил от нас. Правда, неизвестно, свалил ли он с пустыми руками или нет? Так почему всё-таки либералы, Сергей Александрович?

С. Марков: Потому что это хайтек-корпорации, они очень выгодные. У нас всегда консерваторы отвечают за индустрию, за сырьё и промышленность, а за всякие постиндустриальные технологии – либералы, которые строят свой постматериальный и постиндустриальный мир.

А вторая причина – считается, что либералы больше открыты будущему, они над ним работают. И это, кстати, проблема для консерваторов, которые тоже должны  найти себе место в этом будущем. Не просто говорить – «а давайте сохраним всё хорошее из прошлого».

Сейчас будущее уже во многом определяет настоящее. И с этой точки зрения либералы оказываются сильнее.

Программа «Царьград. Главное» выходит на «Первом русском» каждый будний день в 18:00. Не пропустите!

____________

* Компании Facebook и Meta Platforms Inc. признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории России

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА