ФОТО: АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Алексей Кудрин ушёл в «Яндекс». Теперь, как в известном этническом анекдоте, главное – правильно ответить на вопрос «зачем ему это понадобилось?»

Интрига исчерпана. Алексей Кудрин официально сообщил городу и миру, что переходит на работу в «Яндекс». Правда, не самым главным начальником, как многие думали, а «советником по корпоративному развитию».

Сам Алексей Кудрин пояснил в своём телеграм-канале:

Вместе с менеджментом буду разрабатывать корпоративную структуру нового холдинга, которая обеспечит долгосрочное и устойчивое развитие компании на всех рынках, включая международные.

Никаких оснований сомневаться, что Кудрин написал правду – то есть именно эти задачи поставлены перед ним на новом месте работы – не имеется. Можно ручаться, что ровно те же формулировки, которые использовал Кудрин в официальном заявлении, содержит документ о его должностных обязанностях на новом месте работы. Если что – не подкопаешься.

Сомнения имеются по другому поводу: что бы это значило? То есть как следует понимать превращение бывшего министра финансов и бывшего руководителя Контрольно-счётной палаты в советника руководителя частной кампании, хотя бы и по очень важным вопросам.

На этот вопрос может быть три довольно разных ответа. Причём каждый из них может, как выражаются на Старой площади, «в моменте» оказаться верным – а в перспективе ложным.

Синекура, почётная пенсия, старость, забвение

Первый вариант ответа – Кудрин на самом деле оказывается в крупной частной компании в роли советника по каким-нибудь значимым вопросам, но без возможности участвовать в реальном управлении. Это многих славных путь, такое бывает с крупными чиновниками в конце карьеры, когда уже совершенно ясно, что нового взлёта к вершинам власти не будет – но в то же время заслуги таковы, что необходимо дать возможность «генералу» спокойно встретить старость.

Место в совете директоров крупной компании, позиция советника, уважаемого, не принимающего решения, – именно такие возможности и даёт. Разумеется, при соответствующем денежном вознаграждении.

Синекура достаётся, конечно, не всем – но нужна она не только для того, чтобы уволенный в запас не чувствовал себя обиженным.

В случае руководителя такого ранга, каким ещё недавно был Алексей Кудрин, необходимо учитывать «первый допуск». Проще говоря, Кудрин и в самом деле знает многие тайны и по должности имел дело с огромным количеством секретных документов. Это накладывает значительные ограничения на его жизнь и возможности трудоустройства. Добавьте к этому, что, как и любой чиновник, он не может трудоустраиваться куда-то, где возникнет хотя бы тень подозрения в «конфликте интересов». И вы получите ситуацию, когда позиция советника – это лучшее решение, удобное и для контролирующих органов, и для самого человека,

– делится с Царьградом своими размышлениями источник в администрации президента.

На пороге славных дел

Разумеется, нигде не сказано, что, став сегодня советником, уже завтра Алексей Кудрин не окажется в роли главного руководителя «Яндекса». На такое развитие событий намекали источники уже несколько недель назад, когда только появились слухи о вероятной отставке бывшего министра с поста руководителя КСП. Эксперты сразу предположили, что уже в декабре может пройти заседание совета директоров «Яндекса», которое сделает Кудрина руководителем корпорации или «новой управляющей структуры» этой компании.

Издание The Bell сообщало, что основатель «Яндекса» Аркадий Волож якобы обратился за помощью к Кудрину после начала боевых действий на Украине. Согласно источникам издания, Кудрин гарантирует Кремлю, что технологии «не утекут» за рубеж, а «Яндексу» – что компания не станет очередным «Ростехом» или «Ростелекомом», то есть не перейдёт в собственность государства.

В то же время источники Царьграда предполагают, что назначение экс-министра может быть основной частью операции по «национализации «Яндекса» де-факто». Формально компания останется частной, фактически же самый известный «системный либерал» России сделает её совершенно подконтрольной государству, да ещё и полезной для нужд специальной военной операции.

Такое развитие событий кажется тем более вероятным, что разговоры о нём накладываются на слухи о попытках руководства «Яндекса» частично перенести её управляющие структуры в Израиль. Тут надо отметить, что разговоры об этом шли в Израиле, в том числе в прессе, довольно долго – но резко оборвались в начале осени, как раз перед тем как появились сообщения, что Кудрин сменит место работы.

Впрочем, параллельно идут и разговоры о том, что «Яндекс» в нынешнем виде просто перестанет существовать, бизнес будет поделён. Кудрин получит контроль над российскими активами компании, её менеджментом. А Волож – над иностранной собственностью.

Если для этих предположений действительно есть основания, подтверждение мы получим уже совсем скоро – буквально на следующей неделе.

Переждать – и на выборы

Третий вариант ответа на вопрос «что будет с Кудриным?» (если подумать, не противоречащий ни первому, ни второму) заключается в том, что чиновник готовится к «прыжку» в большую публичную политику. Его предполагается использовать на выборах президента России в 2024 году как кандидата, выражающего интересы бизнес-сообщества. Может быть, для этого он будет выдвинут партией «Новые люди», а может быть, выступит объединителем для «Новых людей» Алексея Нечаева, «Партии роста» Бориса Титова и ещё нескольких небольших политических организаций.

Важно, что начав избирательную кампанию «от Яндекса», Кудрин получит имидж представителя современного цифрового бизнеса. А не бывшего бюрократа, который долгое время занимался тем, чтобы стричь с этого самого бизнеса побольше доходов в государеву казну.

Разумеется, никто не предполагает, что Кудрин может выиграть выборы. Но вот выступить «драйвером легитимности» он вполне может – и в этом состоит его ценность для российской партийно-политической системы.

Немаловажно при этом, что биография Кудрина обеспечивает ему огромное внимание СМИ и общественного мнения – что бы они ни делал.

В ближайшие дни темы политического будущего Кудрина (и наличия этого будущего), а также элитных связей и номенклатурного веса кандидата на пост его сменщика во главе Счётной палаты будут в топе повестки. Понаблюдаем,

– пишет политолог, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Это, возможно, самая взвешенная оценка. Кудрин приковал к себе внимание. Остаётся наблюдать.

Что с того?

История про Алексея Кудрина и «Яндекс» – это, помимо всего прочего, история о том, насколько государство российское на самом деле контролирует своё купечество и чиновников, в том числе и тех, кто уходит со службы. Если всё происходящее в итоге пойдёт государству на пользу – значит, система работает как надо. Если же частные лица останутся в выигрыше, а государство понесёт убытки, включая репутационные, – значит, что-то неладно.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА ЦАРЬГРАД