ФОТО: FOTOGRIN/SHUTTERSTОСK.СОM

Российский энергетический гигант «Газпром» сделал вид, что подловил компанию «Молдовагаз» на странных манипуляциях с русским энергетическим сырьём, поставляемым в Молдавию через территорию Украины. «Газпром» зафиксировал крупную разницу между физическим объёмом газа, передаваемым для Молдавии на российско-украинской границе, и тем объёмом, который доходит до конечных потребителей. И всё в этой истории было бы красиво, если бы «Молдовагаз» не являлась совместным молдавско-российским акционерным обществом, где ПАО «Газпром» – один из ведущих учредителей.

«Объём оседания»

Объём русского газа, экспортируемого для молдавских потребителей через территорию Украины, точно фиксируется операторами газоизмерительной станции «Суджа», находящейся в Курской области – всего в 9 километрах от украинской границы. Далее сырьё идёт через всю Украину до пограничных газоизмерительных станций «Алексеевка» и «Гребеники», где уже поступает в Молдавию. В ноябре 2022 года объём таких поставок составил почти 43 миллиона кубометров в сутки.

Компания «Молдовагаз» в соответствии с контрактом должна регулярно оплачивать «Газпрому» текущие поставки. Очередной платёж пришёл неделю назад, и тут прогремело заявление российского поставщика, что молдавский закупщик только в ноябре задолжал ему денег почти за 25 миллионов кубометров сырья. А всего, с учётом прежних неуплат, суммарный объём «бесплатного» газа для Молдавии составил более суточной нормы – 52,52 миллиона «кубов».

Медиаменеджмент «Газпрома» данную пропажу своего газа публично охарактеризовал изящной фразой:

Суммарный накопленный объём оседания на территории Украины.

Украинская «обида» и молдавская «правда»

На бесплатное «оседание» на своей территории более чем полусотни миллионов кубометров сырья сразу же обиделась Газотранспортная система (ГТС) Украины. Директор управления по работе с органами государственной власти и международной деятельности ГТС Ольга Белькова отреагировала на претензию «Газпрома» в стиле «мы здесь ни при чём» и обвинила Россию в политическом интересе.

По заявлению ГТС, весь газ от «Суджи» по украинской трубе дошёл до «Алексеевки» и «Гребеников» и полностью поступил в Молдавию. Кстати, в ГТС справедливо заметили, что представители «Газпрома» имеют доступ к знакомству с актами сдачи/приёмки сырья.

В России украинским «партнёрам» поверили не все. В частности, заведующий сектором Энергетического департамента Института энергетики и финансов Юрий Рыков заявил:

Первое, что приходит в голову, – Украина просто-напросто в свою пользу решила какой-то объём газа удерживать.

Подозрение г-на Рыкова, надо сказать, имеет свою «кредитную историю». В предыдущие годы Украина неоднократно уличалась в присвоении русского газа. Такие факты даже признавались заметными фигурами украинского политического истеблишмента. В частности, в 2019 году экс-президент страны Пётр Порошенко озвучил единственно возможный для Украины сценарий избавиться от подобных обвинений – надо его у России просто не покупать. Чудесная логика типично украинского «незалежного» политика.

Однако вернёмся к заявлению ГТС Украины, в котором чёрным по белому написано, что весь газ, который был принят для Молдавии, транспортирован в страну назначения «в полном объёме».

Если согласиться с такой позицией, то получается, что русский газ воруется где-то в Молдавии. Но такие расклады уже не устроили официальных лиц Кишинёва.

Вице-премьер Андрей Спыну вынужден был-таки опровергать враньё украинской ГТС. И опровержение вышло достаточно неуклюжим.

Те объёмы газа, которые «Газпром» называет оставшимися в Украине, – это наши сбережения и резервы, хранящиеся на складах в Украине,

– заявил молдавский вице-премьер.

Стоп. Это что-то новенькое. Никаких положений о реверсных поставках газа украинским потребителям в контракте между «Газпромом» и «Молдовагазом» нет. ГТС Украины утверждает, что весь газ поступил в Молдавию. Теперь Спыну раскрывает тайну о «хранении» части этого газа на украинских складах – но как он там оказался?

Как видим, врать складно у молдавских и украинских «партнёров» не получилось.

Виртуальный реверс и реальные деньги

В конце концов Молдавия остановилась на версии о так называемых виртуальных реверсных поставках русского газа Украине.

Механизм виртуального реверса – штука не новая в нефтегазовом транзите. При таких сделках получатель газа может перепродать его другому покупателю ещё до того момента, как товар пройдёт пограничную точку входа/выхода.

Только в честном бизнесе такие схемы заранее оговариваются и прописываются в контрактах. И понятно почему. Поставщик газа (в нашем случае «Газпром») оплачивает транзитные услуги (в нашем случае ГТС Украины), однако в отличие от реального реверса виртуальный полного транзита сырья (в нашем случае до территории Молдавии) не осуществляет. То есть русский поставщик платил реальные деньги за виртуальную схему, которую Украина и Молдавия осуществили за его спиной.

Это ещё в том случае, если версия про виртуальный реверс является правдой, а не выдумкой хитросделанных «партнёров» «Газпрома», решивших за некоторую часть русского газа просто не платить. А пока дело выглядит именно так.

А что же «Газпром»?

Самое логичное объяснение конфликта лежит буквально на поверхности. Украинская сторона по старой своей привычке решила транзитный газ просто изъять из трубы и ничего за это не платить. «Мотивация к воровству» у Украины сейчас запредельная. В конце октября государственная компания «Нафтогаз Украины» публично объявила, что ей нечем платить за импортируемый газ. Почему бы не выкрасть в таком случае часть голубого топлива, предназначенного для молдавских потребителей?

Далее остается гадать, по какой причине молдавская сторона прикрывала своего незадачливого соседа и помалкивала о том, что часть полагающегося ей сырья бесплатно оседает на Украине. Сделать это могли как под давлением Запада, так и по прихоти собственного правительства. В Кишинёве в последние годы предпринята масса глупых антироссийских шагов.

Возможен ли такой расклад? Вполне. Знакомство с уставом Акционерного общества «Молдовагаз» предъявляет нам трёх его учредителей, первым из которых значится Департамент приватизации и управления государственным имуществом при Министерстве экономики и реформ Молдавии. То есть рычаг возможного правительственного давления на АО – налицо.

Но дальше устав компании открывает нам абсолютно новые горизонты для анализа причин «спора газовых субъектов» и моделирования сценариев. Оказывается, двумя другими учредителями «Молдовагаза» являются Комитет по управлению имуществом Приднестровья и (внимание!) ПАО «Газпром».

Эти два учредителя (российский и абсолютно пророссийский) имеют контрольный пакет голосов во всех органах АО «Молдовагаз». Из шести членов Совета АО трое представляют «Газпром» и ещё один – Приднестровье. Из девяти членов правления трое опять представляют «Газпром» и двое – Приднестровье. В ревизионной комиссии каждый учредитель имеет по одному представителю, то есть на голос молдавского министерства имеются два голоса «Газпрома» и Приднестровья.

Формально АО «Молдовагаз» является молдавско-российской компанией, но фактически – «дочкой» ПАО «Газпром». И кто теперь объяснит, почему при таком раскладе товар «Газпрома» в течение длительного времени и в немалых объёмах «оседал» на украинской территории а) без соответствующего пункта в контракте, б) без скидки для «Газпрома» за неполный транзит, в) без своевременной оплаты молдавской стороной этого пропавшего газа.

Почему о «накопленном объёме оседания» молдавского газа на украинских ПХГ «Газпром» заговорил лишь в конце ноября? Раньше никто из менеджеров концерна не видел исчезновения более 52 миллионов кубометров газа? И если «Газпром» и «Молдовагаз» в столь близких «родственных» отношениях, то не имеем ли мы дело с фактом «воровства» у самих себя, когда под прикрытием запутанной схемы какие-то персонажи поимели личные дивиденды?

На что надеялись авторы схемы – не совсем понятно. Дисбаланс в объёме более 52 миллионов кубометров газа на входе и выходе украинского транзита рано или поздно всплыл бы на поверхность. Сейчас такое время пришло. ГТС Украины и молдавское правительство вынуждены делать жалкие оправдания о виртуальном реверсе. «Газпром» демонстрирует внезапно проснувшуюся «принципиальность» и угрозами сокращения поставок выбил-таки образовавшийся долг. А «Молдовагаз» вообще не комментирует ситуацию. 

Что с того?

Наша история вернулась на стезю справедливости. «Хитроумная» лавочка прикрыта. «Молдовагаз» быстренько погасил задолженность за «осевшее» на Украине сырьё. Но это не означает, что Россия не должна детально разобраться с причинами странных манипуляций с её национальным достоянием – природным газом, выяснить вклад самого «Газпрома» в данный прецедент и сделать так, чтобы торгово-экономические партнёры РФ, совмещающие свой русский бизнес с русофобской политикой своих правительств, впредь не имели возможностей для новых пакостей против экономики нашей страны.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ