ФОТО: ALEX VERRONE/SHUTTERSTOCK.COM, КАДР ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «МОНАСТЫРЬ». РОССИЯ, 2022 ГОД, ЦИФРОВОЙ РЕЛИЗ: «КИНОПОИСК»,

На днях Царьград подробно разобрал сериал «Монастырь» – он оказался поделкой, в глаза лгущей зрителям о жизни в православных монастырях. Причём, скорее всего, это не цепь случайных ошибок, а вполне осознанное действие. Минкульт отказал фильму в прокатном удостоверении, однако, как выяснилось, это не является препятствием для его показа в онлайн-кинотеатрах.

Начнём с самого простого и логичного: наличие прокатного удостоверения означает, что в фильме нет сцен, нарушающих русское законодательство. Отказ в выдаче удостоверения (по крайней мере в нашем случае) говорит о том, что такие сцены присутствуют. Но в онлайн-кинотеатрах, получается, можно показывать «творения», нарушающие закон. Поневоле задаёшься вопросом: какой тогда смысл в получении данного документа?

Да, пасквиль на Церковь не выйдет на большие экраны, однако всё равно его могут вполне легально увидеть миллионы людей. Как подтверждение этого тезиса – сообщения о том, что только за сутки первые серии «Монастыря» посмотрели 250 тысяч подписчиков сервиса, на котором он легально демонстрируется.

Города уходят в онлайн

Аудитория онлайн-кинотеатров в России, как выяснилось, огромна. Согласно данным исследования компании GfK, на конец третьего квартала текущего года подписка на такие сервисы (платная либо бесплатная) есть у 44 процентов городских жителей в возрасте от 16 до 55 лет. При этом у 30 процентов пользователей имеется платная подписка, дающая расширенные возможности. Нужно ли говорить, что платную подписку оформляет тот, кто пользуется сервисом регулярно?

Показатели по городам находятся в прямой зависимости от численности населения. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге подписку на онлайн-кинотеатры имеют 52 процента жителей в возрастной нише 16–55 лет, платную подписку – 37 процентов. Чуть ниже значения в других городах-миллионниках: 47 и 31 процент соответственно. И даже в городах с населением меньше 100 тысяч человек подписку на онлайн-кинотеатры имеют 40 процентов жителей, платную – 25 процентов.

То есть аудитория онлайн-кинотеатров в России – десятки миллионов пользователей. И это, заметьте, касается только легальных сервисов. Количество зрителей многочисленных порталов, находящихся в «серой» зоне, вряд ли вообще поддаётся подсчёту.

Ответ на вопрос о необходимости законодательного регулирования данной сферы, думается, есть. Теперь давайте посмотрим, как это происходит.

Можно всё?

В ноябре прошлого года представители Минкульта объявили об отсутствии планов регулирования работы онлайн-кинотеатров при помощи прокатных удостоверений.

Мы не планируем регулировать платформы с точки зрения выдачи прокатных удостоверений, подразумевая, что платформы не осуществляют прокат кинофильмов. Они осуществляют не публичный показ, а индивидуальный просмотр пользователем, который подписал пользовательское соглашение,

– сказала Светлана Максимченко, работавшая на тот момент в должности директора департамента кинематографии и цифрового развития Минкульта.

Максимченко тогда вообще наговорила много странных вещей. Например, что усилия по борьбе с запрещённым контентом стоило бы сосредоточить на нелегальных площадках, а допускать ограничения на легальных нельзя (речь о контенте с пометкой 18+).

Я здесь скорее выступаю с точки зрения защиты аудиовизуального контента, потому что мы прекрасно знаем, что у нас есть образцы мирового киноискусства, которые сегодня встают под вопрос разных запретов,

– обозначила свою позицию чиновница.

Простите, как прикажете это понимать? Что онлайн-площадки вообще не нужно ограничивать в демонстрации чего-либо? Такой посыл был бы характерен для либерального пропагандиста, а не для государственного служащего. Впрочем, пример Светланы Максимченко показывает, что эти две, казалось бы, взаимоисключающие ипостаси прекрасно совмещаются.

С Болотной – в коридоры власти

Оказывается, во время попытки «белоленточного» государственного переворота в России эта прекрасная во всех отношениях дама была главредом газеты «Акция». Да-да, той самой, которая одаривала нас шедеврами в духе «10 лучших приложений для участника протестного митинга», транслировала пламенные воззвания «лидеров протеста». Удивительно, но потом она трудилась на руководящей должности в «Мосгорпарке», затем возглавила «Москино» и, наконец, в августе 2020 года Максимченко назначили руководителем департамента кинематографии Минкульта.

Потрясающая карьера, не правда ли? А с учётом бэкграунда – и вовсе невероятная!

Для понимания: означенный департамент ведает выдачей прокатных удостоверений, организует конкурсы на распределение господдержки на авторское, дебютное и документальное кино, предлагает меры поддержки киноиндустрии и решения по регулированию этой деятельности.

Летом текущего года Светлана Максимченко покинула свой пост. Руководителем департамента кинематографии и цифрового развития Минкульта назначен Дмитрий Давиденко, известный, помимо всего прочего, как продюсер свыше двух десятков фильмов и сериалов. Среди них – «Оттепель», «Географ глобус пропил», «Одесса», «Поддубный».

Пока сложно оценивать деятельность Давиденко на новом посту, особенно учитывая доставшееся ему «наследство». Однако отказ в выдаче прокатного удостоверения сериалу «Монастырь» – вне всяких сомнений, хороший знак.

Долгий и трудный путь

Впрочем, вернёмся к правовому регулированию работы онлайн-кинотеатров. С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также ряд других законодательных актов, регулирующих деятельность аудиовизуальных сервисов – так на юридическом языке именуются онлайн-кинотеатры. Ну а Роскомнадзор, соответственно, выпустил разъяснения к нормативно-правовым актам.

Во-первых, установлено определение аудиовизуального сервиса, установлены права и обязанности его владельца, прописана ответственность за нарушения. Во-вторых, сказано, что под действие закона не попадают зарегистрированные в установленном порядке сайты СМИ, поисковые системы и «ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно интернет-пользователями». То есть, надо полагать, социальные сети и видеохостинги.

Как же происходит борьба с нарушениями?

В случае обнаружения на аудиовизуальном сервисе информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, Роскомнадзор направляет требование о принятии мер по устранению выявленных нарушений. В случае повторного нарушения либо неисполнения требований надзорного органа Роскомнадзор обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису,

– разъясняется на сайте ведомства.

Путь этот, как вы понимаете, долгий и трудный. Даже если борьба закончится успехом, то к моменту её завершения «информация, нарушающая законодательство РФ», может провисеть на сайте онлайн-кинотеатра сколь угодно долго. И всё это время пользователи, в том числе и дети, совершенно спокойно смогут смотреть «шедевры», пропагандирующие извращения, клевещущие на Русскую Православную Церковь, представляющие в извращённом виде нашу историю.

Что с того?

Очевидно, что онлайн-кинотеатры – именно та лазейка, которая может свести на нет все законодательные усилия по защите нашей истории, культуры, религии и традиционных семейных ценностей. Жизненно необходимо более жёсткое регулирование работы «аудиовизуальных сервисов». Как это будет выглядеть на практике – вопрос, скорее, к законодателям: либо распространить необходимость получать прокатное удостоверение и на онлайн-кинотеатры – тем более что их аудитория сопоставима или уже превышает аудиторию обычных кинотеатров.

АЛЕКСЕЙ УЛЬЯНОВ