Угольное предприятие «Республиканская топливная компания (РТК) «Востокуголь» может стать нерентабельным из-за того, что на нём просто некому работать — большая половина шахтёров на данный момент мобилизована. Эту проблему на прошлой неделе публично озвучил врио главы ЛНР Леонид Пасечник на встрече с представителями организационного комитета Федерального народного совета. Однако проблема эта не нова, и возникла далеко не вчера, а еще весной, когда с шахт по повесткам массово забирали горнорабочих.

Проблемы в угольной отрасли Донбасса, которая и без того находилась в тяжелом состоянии — достаточно вспомнить закрытие многих шахт в рамках «реорганизации угольной отрасли», которое привело к протестам шахтеров и их семей летом 2020 года — усугубились после начала всеобщей мобилизации в ЛНР в феврале 2022 года. Рабочих рук на угольных предприятиях и без того не хватало (горняки покидали республику, уезжая в Россию, где зарплаты намного выше и выплачиваются без задержек, в отличие от), а после того как шахтеров стали массово забирать на фронт, нехватка стала критической. Долгое время на ситуацию не обращали внимания – мобилизация проходила совершенно бесконтрольно, власти ЛНР закрывали глаза на всевозможные нарушения, когда людей забирали на фронт прямо с улицы.

А потом вдруг (неожиданно!) выяснилось, что работать на шахтах стало некому, объемы добычи сильно упали, а предприятие и близко не может себя окупить. На прошлой неделе, 24 ноября, на встрече с представителями организационного комитета Федерального народного совета врио главы ЛНР Леонид Пасечник заявил, что «Востокуглю» «очень тяжело быть на плаву».

«Если на шахте не работают горнорабочие очистного забоя (ГРОЗ), которые находятся в самом забое, то шахта становится нерентабельной. Вот на сегодняшний день таких рабочих-ГРОЗов, тех, которые работают в шахтах, не обеспечивающий персонал — водители и так далее — а именно те, кто работают (в лаве) — 58% мобилизованы, они находятся на фронте и шахты становятся нерентабельны», – заявил Пасечник.

ЛНР, по его словам, «постоянно просит какие-то дотационные деньги на выплату оставшимся людям заработной платы», предприятие, сообщил он, «находится очень в плохом состоянии рентабельности».

При этом Пасечник не уточнил, что в «плохое состояние рентабельности» «РТК Востокугль» вогнали сами власти ЛНР, проводя совершенно бездумную мобилизацию ради цифр в отчетах, выдергивая людей с рабочих мест, при этом прекрасно осознавая, что их некем заменить. Местные жители раскритиковали врио главы республики за то, что он никак не противодействовал тому, что большинство шахтеров оказались на фронте.

«Да что вы. А когда об этом трубили во все колокола, когда людей тупо на улице без разбора гребли, интересно, о чем думали. Типа сегодня так, а завтра видно будет, так получается. Мобилизовали не только шахтёров, но и других работников, что парализовал просто работу многих предприятий. Но об этом видимо не хотелось думать», – пишет жительница Алчевска Надежда.

«Так верните горняков указом, как это было со студентами, раз некому работать. Шахтеры должны уголь добывать, а не воевать», – говорит еще один житель Алчевска Александр.

«Если начинаются разговоры о нерентабельности в высших коридорах власти, значит, скоро закроют. На шахтах говорят, если не будет угля, после нового года закроют и порежут на металл всё», – прогнозирует житель ЛНР Евгений.

В целом ситуация выглядит достаточно безнадежно – привлечь новые кадры в ЛНР из-за войны и более низких, чем в остальных регионах РФ, заработных плат не получится. А возвращать мобилизованных горняков с фронта (а стоит учитывать, что многие из них уже погибли или получили увечья и ранения), судя по всему, никто не будет. Этот вопрос всерьез не обсуждается ни на каких уровнях власти.

Следовательно, нельзя исключать сценария, при котором в ЛНР начнут закрывать шахты в рамках очередной «реорганизации», как это было весной-летом 2020 года. Некогда промышленный регион Донбасс, известный своими шахтами и заводами, вскоре может остаться без них.

 

Вадим Волошин