Правящие круги ЕС могут начать предметную работу над инициативой «Покупай европейское» — в качестве противовеса политике «Покупай американское», о фактическом старте которой заявил президент США Джо Байден. Столкновение интересов может принять форму торговой войны – именно такое выражение использует Spiegel

Источник: confectioneryproduction.com

На этот раз проблемой стал отказ Вашингтона допустить европейских производителей к участию в программе по борьбе с климатическими изменениями. Речь идет о законе, одобренном в США в августе. «Закон о снижении инфляции» (Inflation Reduction Act), как называет его администрация Байдена, предусматривает выделение $370 млрд на чистую энергетику и достижение климатических целей, еще $64 млрд — на снижение стоимости лекарств и медстраховок. Интересно, что финансовое обеспечение возникнет за счет повышения налогов.

Кроме того, условия, при которых будут распределяться сотни миллиардов, вступают в конфликт с международными правилами торговли. Не американские компании принимать участие в тендерах на освоение указанного бюджета не смогут. Spiegel подчеркивает, что «протекционистские меры Соединенных Штатов могут привести к торговой войне с Евросоюзом». По мнению исполнительного вице-президента Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса, в законодательстве США есть ряд несправедливых положений, которые нарушают международные правила.
«Покупай европейское». Если дадут.

В конце октября в Париже прошла встреча лидеров Германии и Франции, где Олаф Шольц и Эммануэль Макрон обсуждали насущную экономическую, а в перспективе остросоциальную проблему. Ряд крупных предприятий, выступавших иконой европейской промышленности, в том числе Volkswagen, в последние несколько месяцев предпринимают активные действия по релокации за океан.

Это связано с более выгодными условиями ведения бизнеса, в том числе и с принципиальным фактором — стоимостью энергоресурсов. Взрыв «Северных потоков», умелое нагнетание напряженности по линии Россия-ЕС, формирование и пролонгация конфликта на Украине – все эти искусственно-инициированные проблемы, в сочетании с объективным экономическим кризисом системы либерального капитализма, привели к тому, что вести бизнес в ЕС становится всё менее выгодно.

Кроме Volkswagen, в США собралась BASF, производитель удобрений OCI N.V., ювелирная компания Pandora и производитель материалов RHI Magnesita, металлургическая компания ArcelorMittal. Ситуация с Inflation Reduction Act приобрела масштаб, при котором у ЕС включилось что-то вроде инстинкта самосохранения, а прохладные отношения Макрона и Шольца отошли на второй план. Париж и Берлин считают американские субсидии прямым нарушением принципов свободного рынка и открытым проявлением лоббизма и недобросовестной конкуренции, поэтому Шольц и Макрон заявили о готовности начать собственную торговую войну против США – чего не бывало со времен конфликта Boeing и Airbus.

Ещё один пугающий фактор – американский «пылесос», выкачивающий из ЕС производства, сочетается с выталкиванием европейских банков из Западного полушария. Credit Suisse — системообразующий для ЕС банк, основанный в 1856 году, пошел на непопулярные меры. Была объявлена реструктуризация, которая потребует сокращения тысяч рабочих мест и докапитализации в размере $4,2 млрд. Чтобы найти средства, Credit Suisse планирует продать свои активы в Северной и Южной Америках – наиболее вероятным покупателем является BlackRock Inc — крупнейший инвестиционный фонд со штаб-квартирой в Нью-Йорке, под управлением которого находятся активы на сумму более $10 трлн.

«Гонка субсидий»

США и ЕС в лице крупнейших доноров евробюджета — Германии и Франции, уже вступили в негласную гонку. Не вооружений, а мер поддержки собственной экономики для победы в конкуренции. Все участники процесса уже вошли в рецессию, и это только вопрос времени, когда экономические проблемы приобретут социальный характер.

Европа находится в положении «догоняющего». После того, как в США объявили о преференциях собственным производителям и отсечении европейских компаний от денег, а европейские деньги – от рынка США, в Германии заявили о выделении 200 млрд евро на компенсацию промышленникам и гражданским потребителям цен на газ. Министр экономики Роберт Хабек уточнил, что сумма рассчитана на период до марта или апреля 2024 года. Во Франции были приняты аналогичные меры – хотя и не такие масштабные. Там пакет помощи ограничен $100 млрд.

Поскольку одна из очевидных целей политики США в Европе – нейтрализация промышленного потенциала и экономики Германии, не удивительно, что Берлин тут же раскритиковала Варшава — с позиций «засадного полка» Вашингтона в евросообществе. Премьер Польши Моравецкий заявил, что категорически отвергает действия Берлина по защите немецких потребителей. «Либо у нас единый рынок, и мы применяем одинаковые нормы, либо у нас его нет — этого единого рынка», — призвал он.

Интересно, что Польша тоже проводит определенную политику субсидирования собственного производителя – правда, с опорой на США. Варшава убедила США, что может взять на себя организацию производства по техническому обслуживанию и ремонту современных военных самолётов американского производства. В течение следующих пяти лет польская военная промышленность будет ремонтировать и обслуживать истребители F-16 ВВС США в Европе.

Можно быть уверенным в том, что это далеко не последние меры поддержки, которые вводят евроатлантические «союзники» для защиты национального бизнеса. Хотя компрадорство европейских правящих элит по отношению к США давно стало аксиомой, в ЕС пока ещё сильны позиции крупного национального бизнеса, для которого очевидны последствия попыток «дружить» с США в прежнем формате. Попытка Олафа Шольца заявить о готовности реанимировать формат Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства с США не вызвали никакого понимания в Брюсселе.

Вполне вероятно, что уже в ближайшие месяцы ЕС придется объявлять об общих для всего сообщества или стимулировать на национальном уровне дополнительные меры поддержки. Дефицит энергоносителей в ближайший год никуда не исчезнет, а значит конкурентоспособность европейских товаров продолжит падать. Реакция национального бизнеса в таком случае неизбежна.

Русстрат