ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Мэрия российской столицы распространила примечательное сообщение: сегодня весь общественный транспорт Москвы, приобретаемый правительством города, произведён исключительно в нашей стране. Это пример целенаправленного и эффективного импортозамещения, задача по которому ставится перед отраслями отечественной экономики и регионами России не первый год.

«Дистанция огромного размера»

Слова полковника Скалозуба из бессмертной комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» отлично подходят для базовой характеристики работы общественного транспорта российской столицы.

Москва – огромный современный мегаполис и крупнейший мировой транспортный узел, важнейшим структурным элементом которого является городской общественный транспорт. За сутки москвичами и гостями столицы на нём совершается около 16,5 миллиона поездок. Подсчитано, что среднестатистический москвич ежедневно проводит в общественном транспорте 53 минуты.

Мы даже как-то не задумываемся, что в столице постоянно функционируют семь различных типов общественного транспорта – метро, автобус, трамвай, электробус, поезд, паром, троллейбус.

Более половины пассажироперевозок осуществляет Московский метрополитен, который постоянно развивается. В 2021 году в столице введена в эксплуатацию сотая станция метро. Мэр города Сергей Собянин ставит амбициозную задачу в течение ближайших трёх лет сделать подвижной состав московского метро самым молодым в мире – обновление затронет 80 процентов его состава!

Москва – номер один в мире по динамике обновления, развития подвижного парка метрополитена,

– подчёркивает градоначальник.

Постоянно обновляется парк и других видов городского общественного транспорта.

Импортозамещение. В Москве знали уже тогда

Российская столица обновлением парка городского общественного транпорта занимается, во-первых, постоянно. Во-вторых, акцент начал делаться на продукцию отечественных производителей задолго до резкого ухудшения геополитической ситуации в мире и экономических отношений России с Западом.

Сегодня москвичи и гости города должны быть признательны такой дальновидности. Московский общественный транспорт абсолютно неуязвим для иностранных рестрикций.

Единственным поставщиком вагонов метро является расположенное в подмосковных Мытищах АО «Метровагонмаш». Попытки зайти на этот рынок иностранных компаний Siemens, Bombardier, CAF, Skoda и Hyundai не увенчались успехом.

Парк трамваев также обновляется за счёт отечественных производителей – тот же «Метровагонмаш» и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Польская Pesa получала контракт лишь совместно с «Уралвагонзаводом», а белорусская компания «Штадлер Минск» не смогла обеспечить соответствие конкурсным условиям.

Главной по городским автобусам в Москве давно выступает нижегородская автомобилестроительная компания «Группа ГАЗ» – 80 процентов московских автобусов поставляются этим производителем.

В последние годы на дорогах Москвы всё чаще появляются электробусы, которые идут на замену автобусам и троллейбусам. Победителями первых двух аукционов на поставку этого типа транспорта в столицу стали отечественные КамАЗ и «Группа ГАЗ».

Итоги: ездим на своём, поддерживаем своих

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов приводит следующие данные.

В результате десятилетия реализации программы обновления городского парка общественного транспорта Москва имеет сегодня 70 процентов новых вагонов метро, 95 процентов трамваев, 100 процентов автобусов, 65 процентов пригородных электричек, 100 процентов поездов Московского центрального диаметра.

Мы не только закупаем новый российский транспорт, но и поддерживаем российских транспортных машиностроителей. Мы помогаем сохранять тысячи рабочих мест на множестве предприятий и создавать новые,

– справедливо отмечает руководитель столичного транспорта.

Весь городской пассажирский транспорт, который сегодня закупается для Москвы, – отечественного производства. Никакой зависимости города от иностранных компаний нет. Русские автобус, трамвай, электробус, троллейбус, поезд качественно справляются с пассажиропотоком Москвы.

Своими заказами российская столица «вытягивает» значительную часть экономики машиностроительной отрасли. Она освоила более 2/3 «портфеля заказов» всех русских городов. Сегодня в России 85 процентов пригородных поездов, 90 процентов вагонов метро, 70 процентов трамваев и почти все электробусы изготавливаются для Москвы.

Таким образом, в одном социально-экономическом «пакете» мы имеем:

  • качественно работающий городской общественный транспорт крупнейшего мегаполиса мира;
  • эффективную поддержку транспортного машиностроения России;
  • реализацию программы импортозамещания в важном сегменте экономики.

Москва в очередной раз выступает в качестве примера грамотной экономической политики для других регионов России.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ