ФОТО: SVIATLANALAZA/SHUTTERSTOCK.COM

В преддверии саммита «Большой восьмёрки», который состоится 15–16 ноября в Индонезии, мировые СМИ попытались оценить самое громкое событие на международной политической арене – отказ президента России Владимира Путина от участия в новой встрече G20. Пресса США и Европы посчитала это своего рода победой Запада, тогда как в Китае и Турции уверены, что саммит без русского лидера станет едва ли не простой формальностью.

Путин испугался, и его обезопасили

Американские СМИ и пресса европейских стран, которые изрядно нервничали раньше в отчаянных попытках представить себе рукопожатие западных лидеров с Владимиром Путиным, кажется, вздохнули с облегчением, узнав, что русский президент не приедет в Индонезию. Напряжение сменилось расслаблением, и западные журналисты принялись соревноваться в красноречии о «Путине-изгое».

Так, американское деловое агентство Bloomberg пишет, что Путин не примет участия в саммите «Большой двадцатки», так как «Кремль стремится защитить президента от потенциальной напряжённости на высоком уровне из-за его вторжения на Украину».

После нескольких месяцев ожидания решение Путина позволяет избежать потенциальной конфронтации с другими мировыми лидерами, в том числе с президентом США Джо Байденом, который назвал русского президента «военным преступником». Кремль также рисковал тем, что европейские лидеры будут сторониться Путина на саммите,

– сказано в материале агентства.

К слову, журналисты Bloomberg не удовлетворились умозаключениями о попытках Кремля «обезопасить Путина» и в этом же материале перешли к одному из своих излюбленных нарративов – о якобы вине Москвы в украинском конфликте ещё с 2014 года. Они напомнили, что якобы

Путин столкнулся с резкой критикой со стороны западных лидеров на саммите G20 в Австралии в 2014 году, который состоялся вскоре после того как Россия аннексировала Крым у Украины и спровоцировала сепаратистское насилие на востоке страны.

Обозреватель Bloomberg Клара Феррейра Маркес в разделе «Мнения» на сайте агентства написала, что отказ Путина от поездки на саммит G20 стал «настоящим спасением» для Индонезии:

Теоретически его присутствие могло бы сделать возможными прорывы, но оно почти наверняка привело бы к повторению разрушительных бойкотов, которые наблюдались во время других международных событий в этом году, даже если бы президент Украины Владимир Зеленский, приглашённый на саммит Джоко Видодо (президентом Индонезии – прим. ЦГ) не присутствовал бы лично.

Французская Le Figaro отмечает, что отказ Путина от участия в саммите G20 – это победа Запада в деле отгораживания России от международного сообщества:

Отсутствие Путина на самой важной встрече мировых лидеров с начала пандемии Covid-19 иллюстрирует растущую изоляцию Москвы на международной арене, вызванную вводом её войск на Украину в конце февраля.

Однако дальше всех в своих оценках пошла испанская El Mundo, фактически прямо обвинившая президента России в трусости:

Владимир Путин не хочет проверки реальностью, он не хочет постыдных фотографий или видео, подобных тем, которые появились всего месяц назад, когда президент Таджикистана Эмомали Рахмон в агрессивной манере потребовал уважения к странам Центральной Азии.

Издание имеет в виду выступление главы Таджикистана в середине октября на саммите Совета глав государств СНГ, где Рахмон призвал Россию не относиться к среднеазиатским республикам, как к бывшему СССР. В то же время газета парадоксальным образом признаёт, что представлять грядущий саммит как «все ополчились против России» – тоже неверно.

G20 – это далеко не 19 против одного. Китай, поясняют дипломатические источники, позиционирует себя как хороший партнёр на всех переговорах с Москвой. Смягчение риторики, избегание таких неудобных слов, как «война» в документах, критика всеобщего осуждения России. И множество других партнёров, включая самих хозяев, не хотят связываться с этой мстительной сверхдержавой (Китаем – прим. ЦГ),

– говорится в материале.

Путина не будет. Но Лавров – тоже «страшный»

Испанская El Mundo не только пытается перещеголять американских «ястребов», но и одной из первых в Европе не пытается маскировать намерение западных стран «пройтись» на саммите по «нейтралам»:

Западные страны не смогли решить, выйдут ли их представители из зала или нет, если Путин появится на экранах. Они считают, что их присутствие необходимо и что они должны лично оказывать давление на лидеров развивающихся стран, некоторые из которых были замечены в отказе осуждать Россию по политическим, коммерческим или энергетическим причинам.

Британская The Guardian в то же время сообщает о том, что если Запад не договорился по присутствию в зале во время потенциального выступления Путина, то вот как общаться с представляющим Москву главой МИД России Сергеем Лавровым, им абсолютно понятно. Русский министр вызывает у западных коллег «всеобщий дискомфорт».

Мировые лидеры не примут участия в официальном «семейном фото» во время встречи на саммите G20 на Бали на следующей неделе из-за всеобщего дискомфорта в связи с присутствием России на саммите,

– указывает издание.

Газета отмечает, что коллективное фото лидеров G20 всегда было источником интересных наблюдений для журналистов, но в этом году от него откажутся, даже несмотря на отсутствие Путина на саммите. Ну а факт присутствия России на саммите вообще означает, что никакой финальной декларации принято, скорее всего, не будет.

Британские официальные лица признают, что лидерам будет почти невозможно согласовать коммюнике в конце саммита, и ни одно из них не было согласовано на предыдущих встречах по финансам или международным отношениям,

– отмечает The Guardian, напоминая, что президент Украины Владимир Зеленский приглашён к участию и будет выступать по видеосвязи – несмотря на то, что страна не является членом «двадцатки».

Немецкий журнал Der Spiegel между тем сообщает, что Путин изначально также рассматривал возможность участия в саммите дистанционно.

Кремлёвский босс долгое время не давал понять, будет ли он присутствовать на совещании 15 и 16 ноября. Весной он заявил о своем твёрдом намерении приехать. Внезапная отмена, вероятно, связана с основной темой саммита: агрессивной войной России против Украины,

– пишут немецкие журналисты.

Изолировать Россию не получилось

Однако такую точку зрения разделяют не все западные журналисты. Американский журнал Newsweek, например, уверен, что Западу не удастся изгнать Россию из числа членов G20.

Президент США Джо Байден заявил в марте, что согласен с тем, чтобы выгнать Россию из блока, «но это зависит от G20». В том же месяце агентство Reuters сообщило, что Штаты и их западные союзники рассматривают вопрос о том, следует ли России оставаться в G20,

– обращает внимание Newsweek.

Однако со ссылкой на дипломатический источник агентство сообщило, что нынешняя принимающая сторона G20 Индонезия или члены группы БРИКС, состоящей из Индии, Бразилии, ЮАР и Китая, вряд ли согласятся на какое-либо исключение Москвы, отмечает американский журнал.

Дальше – больше. Newsweek неожиданно пишет о конце гегемонии Запада и указывает, что США и Европу в осуждении России поддержали далеко не все.

Кроме того, глобальный баланс сил выходит из рук США и ЕС. Осуждение России не получило такого широкого отклика в странах за пределами ЕС, а также среди союзников США, сказал Джонатан Эйал, заместитель директора Королевского объединённого института оборонных исследований,

– сказано в материале. Эксперт также отметил:

Со стороны западных стран было довольно самонадеянно выдвинуть идею выгнать Россию из G20. Индонезийские хозяева саммита с самого начала дали понять, что у них нет такого намерения. В G20 нет абсолютно никакого консенсуса по этому вопросу.

Он также уверен, что среди партнёров США и ЕС на юге «широко распространено убеждение, что Россию подстрекали, раздражали, спровоцировали на это. Есть глубокая обида на Запад за всё его колониальное прошлое и всё остальное, что определённо намного сильнее любых подозрений в отношении России».

Американское издание Politicoв свою очередь, отмечает, что не только США будут давить на некоторых членов «двадцатки», чтобы вынудить их осудить Россию, будет и обратный процесс со стороны Индонезии:

Американские, европейские, австралийские, канадские и японские официальные лица находятся в числе тех, на кого оказывается давление со стороны индонезийских коллег, вплоть до президента Джоко Видодо с целью добиться от них проявления «гибкости» и смягчения риторики, чтобы Москва, представленная на саммите министром иностранных дел Сергеем Лавровым, не отказывалась подписывать окончательное коммюнике.

Politico уверено, что Видодо «сочтёт личным успехом», если удастся составить и подписать совместную декларацию, так как ранее уже сетовал, что он председательствует на самом сложном саммите G20 за всю историю.

Он также стремится избежать изгнания России и превращения организации в G19, как это сделала G8 после аннексии Москвой украинского Крыма в 2014 году,

– добавляет издание.

Шанс для Китая и Турции

Китайские СМИ, как всегда, полны крайне сдержанных и нейтральных оценок. Однако в целом они сходятся в одном – временное ослабление влияния России в G20 даёт Китаю шансы выступить там вообще номером один.

Будучи второй по величине экономикой в мире, крупнейшей страной БРИКС и крупнейшей развивающейся страной, Китай мог бы служить мостом и связующим звеном между государствами «Большой семёрки», странами БРИКС и странами среднего размера для координации позиций, особенно когда президент России Владимир Путин не будет присутствовать на саммите G20 лично. Китай будет играть решающую роль, если какое-либо соглашение будет достигнуто,

– указывает китайское издание Global Times.

Как отмечает издание в другом материале, официальные лица США ясно дали понять, что они сосредоточатся на русско-украинском конфликте. Кроме прочего, американцы, по ожиданию китайских журналистов, также сосредоточатся на использовании самой платформы для оказания давления на другие страны, «чтобы они присоединились к их безрассудному участию в конфликте посредством широких экономических санкций против России».

Страны Запада во главе с США сейчас делают вид, будто собираются поссориться. При этом то, на кого они нацелятся и что скажут, общественное мнение уже примерно предсказало. Глобальный раскол, вызванный русско-украинским конфликтом и стратегией США по сдерживанию Китая, – это новая ситуация, с которой столкнулся саммит G20 в этом году,

– пишет китайская газета «Хуаньцю шибао».

Наконец, любопытную оценку происходящему дают и в Турции. Издание Hürriyet отмечает:

Байден назвал Путина «военным преступником» и исключил встречу с ним на Бали в случае, если он поедет, а также готов обсуждать с ним лишь вопрос освобождения американцев, удерживаемых в России.

При этом турецкие журналисты уверены, что «Кремль пытается защитить себя от осуждения Западом войны, в которой его (Кремля) силы терпят неудачи перед лицом украинского контрнаступления».

Эксперты говорят, что отсутствие Путина повредит саммиту, поскольку вряд ли будет достигнут прогресс в войне на Украине и будут выработаны пути ликвидации глобальных экономических последствий конфликта,

– резюмирует турецкое издание.

Что с того?

Реакция мировой прессы как на грядущий саммит G20, так и на решение Владимира Путина не ехать в Индонезию оказалась в целом ожидаемой. Более того, складывается впечатление, что русский президент до последнего держал иностранные медиа в напряжении, не давая им возможности провести аналитику грядущего саммита – ведь было непонятно, приедет ли он туда. И очевидно, что СМИ хранили молчание, так как понимали, что саммит с Путиным и без него – это два принципиально разных мероприятия.

Интересно, что, пожалуй, впервые на страницах китайских СМИ появилась мысль о том, что из-за давления Запада на Москву в том или ином вопросе выигрывает Китай, начинающий играть «первую скрипку».

И тем прискорбнее этот факт для Запада, так как подобный вывод там не сделали, как стараются не замечать усиления роли Турции. Если читать сплошь американскую прессу, то можно подумать, что, кроме Путина и России, у американцев нет других проблем. Грешат этим и некоторые европейцы, для которых русофобия является уже основой существования, а Россия – средством объяснить собственные ошибки.

ЕГОР КУЧЕР