Владимир Путин внес пакет предложений, касающихся условий лишения приобретенного гражданства РФ

Источник фото: proxy-tut

«Красный паспорт» – так в Ташкенте, где я вырос, называли гражданство Российской Федерации – и обладание им считалось большим счастьем. Люди годами стояли в очередях, собирали кучу бумаг для того, чтобы стать обладателем заветного «красного паспорта».

А кто-то не только стоит. Весь интернет облетел видеоролик, на котором ополченец из Донбасса со слезами на глазах демонстрирует не просто полученный, а кровью заслуженный им паспорт России. Демонстрирует со словами «дождался» и «многие не дождались пацаны» – те, кто погиб с оружием в руках, защищая русский мир.

И пока они умирали за «красный паспорт», другие сжигали его в окружении фанатов украинской секты в Тбилиси – в попытке показать, что они не русские. При этом «граждане» прекрасно понимали, что, если прижмет (а прижмет обязательно, ведь львиная их доля очень быстро ощутит прелести бомжевания на чужбине), они вполне могут потребовать от государства изготовить им новый российский паспорт «взамен утерянного» или «взамен испорченного». В худшем случае заплатив за это копеечный штраф.

Ряд активистов и даже депутатов призывают лишать таких людей гражданства, однако большая часть сжигателей получила «красный паспорт» по рождению (оттого, возможно, его и не ценит). А, значит, по закону их лишить гражданства нельзя.

Зато можно лишить тех, кто его приобрел – то есть перешел в российское гражданство из другого. Поправки в Федеральный закон «О гражданстве», регламентирующие эту область и расширяющие список оснований для лишения гражданства, были приняты Госдумой в первом чтении еще в апреле – согласно им, «красный паспорт» могут отобрать за преступления террористической направленности, тяжкие преступления против государства, преступления в сфере оборота наркотиков и психотропных веществ, а также подделку документов. Сейчас же президент предложил в закон новые поправки – теперь основаниями для лишения приобретенного гражданства являются публичные призывы к действиям против территориальной целостности РФ, дискредитация ее Вооруженных сил (в том числе и распространение заведомо ложной информации о действиях российских военных), надругательство над флагом и гербом, участие в нежелательной иностранной или международной НКО, а также совершение ряда уголовных преступлений.

Мотивов для расширения списка множество. Это и обострившаяся информационная война с Западом (в рамках которой нужно минимизировать число россиян, работающих на нежелательные западные НКО). Это и массовое получение российского гражданства нелояльными товарищами из стран Средней Азии и Южного Кавказа (для части из которых «красный паспорт» – это не предмет гордости, а способ не платить взятки полиции и комфортно работать на территории России). Однако основная причина, мне кажется, в том, что территория России заметно расширилась и у нас стало на несколько миллионов соотечественников больше. И не все из них абсолютно лояльно относятся к России. Более того, многие ведут информационную подрывную работу и прямо помогают СБУ. Либо демонстрируют внешнюю лояльность, но, в то же время, готовы в случае временной оккупации этой территории украинскими войсками устроить «свадьбу в Малиновке».

В Госдуме и Совете Федерации, конечно же, поддержали инициативу президента. Поддержали ее и многие активисты. Никто не заставляет жителей освобожденных территорий (как и других людей, приезжающих в Россию) получать заветный красный паспорт. Это дело сугубо добровольное – однако не стоит забывать, что при получении гражданства человек не только обретает ряд возможностей, но и берет на себя целый ряд обязательств. Он дает клятву верности России, обещает соблюдать ее законы. И если он свои обязательства в рамках «контракта» с РФ нарушает, то контракт должен считаться автоматически расторгнутым. То есть, проще говоря, гражданство отзывается.

Конечно, мы не требуем, чтобы получатели «красного паспорта» испытывали от него столь же яркие эмоции, как тот самый ополченец из видео (хотя хотелось бы). Но нужно, чтобы получатель четко осознавал, что Россия – это теперь его страна. Его дом, где нельзя гадить и который уж тем более нельзя поджигать. Если для него свои – это те самые «чужие», то он должен получать их гражданство. То есть, в данном случае, синий паспорт или какой угодно другой.

Так что инициатива справедливая, логичная и – с учетом нынешней ситуации в стране и на ее границах – более чем своевременная.

Но важно перед принятием этих поправок четко определить сами понятия, например «дискредитация Вооруженных сил» – иначе может возникнуть ситуация, когда под лишение российского гражданства попадет та часть патриотического сообщества, которая, например, в своих телеграм-каналах обсуждает ход Специальной военной операции.

Да, конечно, депутаты скажут, что этого не будет, что это все преувеличение. Что «все же понимают, как надо это трактовать». Однако закон, который будет модифицирован этими поправками, должен составляться так, чтобы его можно было трактовать четко, ясно и недвусмысленно. Тем более что речь идет о документе, от которого зависит такая важная штука, как гражданство Российской Федерации.

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, ВЗГЛЯД