ФОТО: OMURALI TOICHIEV/SHUTTERSTOCK.COM

Владимир Зеленский выступил по видеосвязи на саммите «Большой двадцатки» и предложил «украинскую формулу мира». Верить ему нельзя, он и сам себе не верит, но придётся разбираться в том, что он наговорил.

С «мирными инициативами» американцев и их украинских ставленников в последние дни творится что-то странное. Только и делают, что сами себе противоречат. Не то чтобы мы удивлялись, видя, как противник лжёт и себе, и другим и сам в этой лжи запутывается – но странно, до какой степени у них там «в товарищах согласья нет».

Судите сами. С одной стороны, одно за другим, не переставая, звучат заявления о том, что переговоров с Россией нет, их никто не проводит и не планирует. Причём ни со стороны США, то есть настоящего противника России, ни со стороны Украины, которой американцы манипулируют, воюя с Россией. С другой стороны, также не переставая, звучат заявления о том, что переговоры важны, необходимы и должны вот-вот начаться. Более того, они уже идут – в Стамбуле глава СВР Сергей Нарышкин что-то обсуждал с директором ЦРУ Уильямом Бёрнсом. С третьей стороны, американцы поспешили заявить, что 

В Анкаре директор ЦРУ не поднимал тему урегулирования украинского конфликта, но передал сообщение о последствиях возможного применения Россией ядерного оружия.

Всё это вместе взятое создаёт впечатление, что США заинтересованы в переговорах и очень их хотят – но ни в коем случае не желают, чтобы об этой заинтересованности стало известно. Почему? Вероятно, потому, что опасаются: желание вести с Москвой переговоры будет воспринято всеми как проявление слабости. А цель состоит в том, чтобы показать силу и, более того, доказать всему миру, что Америка победила, а Россия – наоборот. Момент для такого поведения, следует признать, самый удачный, потому что всё это происходит после отступления русских войск из Херсона.

С этой точки зрения весьма понятной становится деятельность американской марионетки Владимира Зеленского: он тоже изо всех сил предлагает переговоры и при этом заявляет, что переговоров не будет.

Что сказал Зеленский?

Зеленский на G20 провозгласил 10 условий для «украинской формулы мира»:

  • Радиационная и ядерная безопасность Украины;
  • Продовольственная безопасность Украины;
  • Энергетическая безопасность Украины;
  • Освобождение всех пленных и депортированных – обмен всех на всех;
  • Выполнение Устава ООН и восстановления территориальной целостности Украины и мирового порядка;
  • Вывод российских войск и прекращение боевых действий;
  • Возвращение справедливости;
  • Противодействие экоциду;
  • Недопущение эскалации;
  • Фиксация окончания войны.

Легко видеть, что эти пункты надёрганы как раз из противоречивых заявлений, американских и украинских, причём заявлений разного уровня и сделанных для разных аудиторий – для американских избирателей Демократической партии, для  американских союзников и для самих украинцев. Между собой они сочетаются крайне слабо – точнее, сочетаются только в рамках политики «просить мира, но отрицать переговоры».

На первом месте стоит «ядерная безопасность», угроза нарушения которой существует сейчас только в американской пропаганде и в виде обстрелов Запорожской АЭС со стороны ВСУ. Это для западной публики – напомнить, что русские грозят ядерной войной.

На втором месте – «продовольственная безопасность». Это важный пункт, мы его подробно разберём чуть позже. Пока скажем, что это – единственный по-настоящему интересующий и Запад, и Зеленского пункт повестки дня.

«Энергетическая безопасность» – это сообщение типа «сначала вы перестаёте обстреливать нашу инфраструктуру, потом поговорим».

«Обмен пленных по формуле всех на всех» – пункт, о котором, возможно, действительно будут разговаривать. Это не про мирные переговоры, а про отношения воюющих сторон в ходе боевых действий.

«Выполнение Устава ООН», «вывод российских войск» – это пункты, которые нужны, чтобы никто, паче чаяния, не решил, что русские выиграют войну. А заодно чтобы никто не подумал всерьёз воспринимать предложение о переговорах. Потому что эти пункты годятся только как предложение признать поражение. С какой стати России его признавать, непонятно.

Дальше идёт «возвращение справедливости» – то ли для красного словца вставлено, то ли про требование репараций со стороны России; «недопущение эскалации» – это про «подождите, мы же про переговоры, не стреляйте». Про «фиксацию окончания войны» – неожиданно разумный пункт, потому что, если бы гипотетически переговоры состоялись и стороны о чём-то договорились, потребовался бы документ под названием «мирный договор».

Вишенка на торте заявления Зеленского – странный пункт «недопущение экоцида». То ли про то, что не надо затапливать Херсон, взрывая плотину Каховской ГЭС: тогда это обращение к самим себе – ГЭС, как и АЭС, обстреливают ВСУ, а не русские. То ли, что более вероятно, это ещё одно обращение к западному зрителю-слушателю, избирателю Демпартии США. Там «зелёная» повестка – едва ли не самая важная, обязательно нужно подчеркнуть, что от имени Украины говорит хороший парень, он за экологию.

Кто там за мир? Иди сюда, расстреляю

Заявление Зеленского невозможно рассматривать в качестве серьёзного подхода к началу мирных переговоров. Никто его в России так рассматривать и не будет. Не воспринимают сказанное им всерьёз и в остальном мире.

На «Большой двадцатке» выступление Зеленского воспринято негативно. Прежде всего потому, что все поняли, что Зеленский против мирных переговоров. Это ясно из его слов, что никакого Минска-3 не будет. Также Зеленского на «Большой двадцатке» не уважают. Считают марионеткой Вашингтона, который уничтожает свою страну в угоду войне Вашингтона с Россией,

– замечает политолог Сергей Марков.

Но очень характерно, как своего пана-атамана, простите, президента слышат собственные хлопцы.

Практически одновременно с «предложениями» Зеленского в мировые СМИ попало и заявление командующего ВСУ Залужного. Который угрожал своему президенту и призывал не участвовать в переговорах с Москвой:

ВСУ не примут никаких переговоров, договорённостей или компромиссов. У нас только одно условие – Россия должна покинуть все захваченные территории.

Политолог Алексей Чесноков прокомментировал это сообщение очень точно: 

Заявления Залужного (Украина не пойдёт на переговоры до выхода российских войск) и Зеленского (Минска-3 не будет) следует воспринимать, в первую очередь, а, возможно, и исключительно в контексте задачи снижения панических настроений в ВСУ после сообщений о встрече в Стамбуле Нарышкина и Бёрнса.

Иначе говоря, на Украине (или в системе реального управления Украиной и ВСУ) есть силы, которые больше всего на свете боятся прекращения военных действий. И готовы сделать все возможное и много из того, что считается невозможным, чтобы война продолжалась. Им нужна не победа Украины – а именно продолжение войны. Потому что война – это их хлеб. А мир – прекращение доходов.

Ничего личного, только бизнес

Большая политика – большой политикой, а кушать хочется всегда. Среди предложений Зеленского есть одно по-настоящему важное. И оно – совсем не про мир и не про переговоры о мире. А про реальные ценности – про деньги.

Зеленский предлагает продлить и расширить зерновую сделку. Продлить – на неопределённый срок, а расширить – на порты Николаевской области Украины.

Это предложение заслуживает наибольшего внимания, потому что, в отличие от словес про «экоцид» и «справедливость», оно имеет конкретные параметры и его можно обсуждать. Например, можно спрашивать, получит ли Россия выгоду в виде беспроблемной поставки своей пшеницы и удобрений на мировые рынки.

Это предложение заслуживает ещё большего внимания, так как из него понятно, как видят западные хозяева Украины продолжение войны. Они не рассчитывают, что переговоры о мире действительно начнутся иди завершатся успехом. Они предполагают, что война на Украине будет продолжаться ещё очень долго. И поэтому стремятся обезопасить экспорт с Украины того немногого, что она может экспортировать, – то есть хлеба. Ничего личного, только бизнес, нужно вывезти побольше, и лучше бы не под огнём.

Что с того?

«Украинская формула мира» от Зеленского – это смесь лозунгов Демократической партии США и формального предложения России признать поражение. «Украинская формула мира» – это, как писал классик, «случай так называемого вранья».

Надо полагать, никто эту «формулу» обсуждать не будет. Но отдельным пунктом в списке преступлений украинских националистов следует зафиксировать попытку дискредитации и девальвации слова «справедливость». Очень важного для русской культуры и государства Российского слова, которое Зеленский сегодня просто испачкал.

АНДРЕЙ ПЕРЛА