Организация Объединенных Наций (ООН), которая задумывалась в середине ХХ века как главный инструмент разрешения всех имеющихся на планете споров и конфликтов, в последние десятилетия демонстрирует полную неспособность влиять на международные отношения, всё больше превращаясь в площадку для продвижения интересов одного государства. Очередным доказательством этому является недавнее голосование в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи ООН по российской резолюции о борьбе с героизацией нацизма. По итогам обсуждения документа стало очевидно, что на фоне продолжающейся политической деградации организации в ней всё отчетливее стало проявляться деление мира на тех, кто готов подчиниться гегемонии США, и тех, кто стремится защищать национальные интересы.

Известно, что проблемы с принятием российской резолюции, которая носит название «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», несмотря на ее казалось бы однозначный характер, существуют с момента её появления в 2005 году. Несмотря на то, что она получала одобрение как в рамках отдельных комитетов, так и во время голосования на Генассамблее, отношение к ней ряда стран всегда было неоднозначным, что можно связать с позицией США. Вашингтон неоднократно подчёркивал, что не будет голосовать за российскую резолюцию якобы из-за того, что запрет героизации нацизма накладывает «недопустимые ограничения на фундаментальную свободу выражения мнений», что приводит к «нарушению гарантированной Первой поправкой к Конституции США свободы слова, собраний и ассоциации». Подобное объяснение выглядит по меньшей мере странно, особенно с учётом того, что речь идет о явлении, которое давно признано в мире античеловечным. Однако в США на подобные вещи всегда смотрели по-своему, в том числе и потому, что данная инициатива исходила от России.

Вашингтон на протяжении многих лет старается блокировать или голосовать против того, что предлагает Москва на международной арене, а потому и отношение к российской резолюции давно не вызывает ни у кого удивления. Как неудивительно и то, что второй страной, которая стала голосовать против предложения России, стала полностью зависимая от США Канада. С 2014 года к ним присоединилась и Украина, которая к этому моменту уже была в фарватере решений, принимаемых в Белом доме, практически полностью синхронизировав с ним свою позицию по большинству тем международной повестки дня. Эти страны не один год называют российский документ инструментом «политических нападок на своих соседей», намеренно игнорируя известные факты современной героизации нацизма.

В то же время большинство государств мира всегда голосовали за резолюцию либо воздерживались от её оценки, опасаясь реакции Соединённых Штатов. В частности, арабский мир, как правило, поддерживает документ, тем самым осуждая политику Израиля в Палестине, а страны Африки голосуют «за» в память о колониальной политике Запада и с целью напомнить всем о нынешних межэтнических и религиозных конфликтах на континенте. Одновременно страны ЕС, за редким исключением, воздерживались при голосовании, не желая портить отношения с Россией, но и не подыгрывать ей из-за страха перед США. И так продолжалось долгие годы. Например, в 2021 году за документ проголосовали 130 стран, воздержались 49, а выступили против только Киев и Вашингтон. Все изменилось в нынешнем году. Причем открытая смена позиции большинства стран Запада является не столько следствием специальной военной операции (СВО) России на Украине, сколько итогом идущего сегодня переформатирования всей системы международных отношений.

Сама по себе резолюция предлагается Россией из года в год практически в неизменном виде с небольшими дополнениями в зависимости от событий, которые происходили к моменту её обсуждения и принятия. В целом документ призывает все страны мира принять меры «в законодательной области и в сфере образования, в области прав человека, с тем чтобы предотвратить пересмотр истории и итогов Второй мировой войны и отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных в те годы». Кроме того, в нём осуждаются инциденты, связанные с героизацией и пропагандой нацизма, под которыми понимаются в том числе уничтожение памятников воинам-освободителям, проведение неонацистских маршей и факельных шествий, запрет символики, ассоциирующейся с Победой и так далее. Резолюция также призывает ликвидировать все формы расовой дискриминации, осуждает использование образовательных материалов, а также риторики во время обучения, пропагандирующих расизм, дискриминацию, ненависть и насилие на основе этнического происхождения, национальности, религии или убеждений.

Главная же задача резолюции – напомнить всему миру о недопустимости возвращения к событиям середины прошлого века и призвать быть бдительными «перед лицом современных форм ксенофобии и реабилитации Третьего рейха». При этом стоит отметить, что к героизации нацизма резолюция относит возведение памятников и проведение публичных мероприятий во имя прославления «нацистского прошлого», что стало в последнее время особенно актуальным на Украине и в странах Прибалтики.

В нынешнем году ещё до голосования ряд стран, список которых выглядит довольно странно, попытались сорвать принятие резолюции оригинальным способом, предложив к ней поправку, не имеющую никакого отношения к содержанию документа. В частности, предлагалось дополнить резолюцию «тревогой» о том, что Россия пытается «оправдать свою территориальную агрессию против Украины на предполагаемой основе ликвидации неонацизма», что якобы «серьёзно подрывает подлинные попытки борьбы с неонацизмом». Примечательно то, что с таким заявлением выступили Австралия, Япония, Либерия и Северная Македония, которые ранее не проявляли столько активности в данном вопросе. В последующем стало понятно, что эти четыре страны были использованы США как инструмент для полноценной атаки на российскую инициативу. Вашингтон, а за ним и страны ЕС, моментально поддержали предложенные поправки и попытались заблокировать резолюцию. При этом западные дипломаты прекрасно понимали, что сделать это напрямую будет практически невозможно, а потому и попытались сделать так, чтобы Россия сама сняла документ с голосования. Однако этого так и не произошло, а резолюция, соавторами которой в этот раз стали Азербайджан, Белоруссия, Венесуэла, Вьетнам, Никарагуа, Пакистан, Сирия, Судан, ЮАР и пр., была принята. Единственное, что удалось сделать США и их марионеткам, в том числе Украине, это устроить информационную кампанию вокруг голосования, попытавшись показать единство Запада и их союзников в противодействии России, которая будто бы находится в международной изоляции. Как заявил украинский представитель в ООН Сергей Кислица, 4 ноября стало «чёрной пятницей РФ в ООН», так как Москву заставили принять поправку, где указывается на ее «агрессию» против Украины. При этом господа из Киева, Вашингтона, Брюсселя и иных стран западного блока предпочитают не говорить, что голосование по российской резолюции было довольно предсказуемым, а поддержка документа большинством стран в нынешней ситуации является победой России, а не её поражением.

Так, за документ проголосовали 106 делегаций, в том числе Израиль, а против выступила 51 страна и еще 15 воздержались. Как и предполагалось, против резолюции голосовали в основном те страны, которые в прошлые годы не изъявляли желание её поддерживать: государства ЕС, Великобритания, Грузия, Канада, Молдавия, Япония, Украина и прочие… Даже тот факт, что против проголосовали Германия, Италия и Австрия, которые с учетом уроков прошлого должны первыми поддерживать борьбу с героизацией нацизма, не стал для Москвы ударом. Наоборот, это показало всему миру, что изложенные в российской резолюции проблемы существуют в реальности.

Более того, нельзя назвать неожиданной и позицию Сербии, которая в этот раз воздержалась. Сегодня на Белград оказывается крайне серьёзное давление со стороны ЕС и США, которое заставляет руководство республики постоянно лавировать между Западом и Россией. К сожалению, у Сербии в настоящее время весьма слабые позиции, чтобы открыто пойти на конфронтацию с западными странами, особенно на фоне недавних ультиматумов из Брюсселя, связанных с вопросами о членстве в ЕС и европейской финансовой помощи. Поэтому нынешняя позиция сербов должна расцениваться не как «предательство», а как попытка защитить национальные интересы страны. И в Москве, по всей видимости, это прекрасно понимают, так как никаких претензий к Белграду не предъявляется.

В целом же нынешнее голосование по российской резолюции о борьбе с героизацией нацизма свидетельствует об ускорении раздела мировой политики на два лагеря. С одной стороны, выступают США, их союзники и сателлиты, в первую очередь с постсоветского пространства. С другой – остальной мир, считающий необходимым завершить период однополярного мира. При этом, как показало голосование, численность стран первого лагеря, формирующих свою позицию на принципах открытой русофобии, уже вряд ли стане больше, чего нельзя сказать об их оппонентах. Это означает, что процесс разрушения прежней системы мироустройства уже запущен, и как бы ни хотели США и их союзники, остановить его уже не удастся. Остаётся надеяться, что в новом мире не будет места нацизму и тем, кто его поддерживает.

Игорь СМОЛИЧ