Специальная военная операция (СВО) России на Украине открыла всему миру истинное лицо нынешнего киевского режима. Еще год назад многим казалось, что вести конструктивные переговоры с украинской властью возможно, даже несмотря на всю её явно националистическую риторику, в ряде случаев граничащую с расистскими и нацистскими заявлениями. Однако события последних месяцев убедили даже некоторых нейтрально настроенных к официальному Киеву в его полной неадекватности и террористической сущности. Не исключением стала и Белоруссия, где долгое время старались сдержанно реагировать на все действия Украины.

Опасность со стороны Киева до определённого момента рассматривалась в Минске как нечто довольно абстрактное и связанное лишь с обвинениями в нарушении прав человека и моральной поддержкой белорусской оппозиции. Несмотря на ряд явно враждебных действий со стороны киевского режима, Белоруссия продолжала наращивать экономическое сотрудничество с Украиной, закрывая на многое глаза. В белоруской столице вплоть до начала СВО старались сохранять доброжелательное отношение к официальному Киев, хотя и признавали определённую опасность со стороны южного соседа. Даже февраль 2022 года не стал переломной точкой в белорусской позиции по отношению к Украине, так как в Минске всё ещё надеялись на благоразумие Зеленского и его окружения. Но последние месяцы заставили власти Белоруссии начать пересмотр своего отношения не только к российской СВО, но и к официальному Киеву. В Белоруссии всё больше стало расти понимание того, что киевский режим по своей сути является террористическим и вместе с некоторыми странами Запада вынашивает агрессивные планы в отношении республики.

Стоит заметить, что в Киеве и ранее рассматривали возможность вмешательства во внутренние дела Белоруссии, для чего всячески поддерживали местную оппозицию и даже снабжали её оружием и готовили для неё боевиков. Подтверждением этому могут служить продолжающиеся в Белоруссии последние два года судебные процессы, связанные с экстремизмом и терроризмом. Например, одним из наиболее резонансных дел стало расследование деятельности террористической «группы Николая Автуховича», которое завершилось в середине октября суровыми сроками для всех его 12 участников – 197 лет заключения на всех. В ходе изучения материалов стало известно, что члены преступной группировки привозили взрывчатку и оружие с Украины, где имели прямые связи с местными спецслужбами. В Киеве даже предлагали Автуховичу захватить российских военнослужащих для получения информации, а самого его назначили «руководителем» украинской разведывательной ячейки на территории Белоруссии. Более того, стало известно, что разведка Украины создала некую вооружённую группу, которая должна была помочь местным террористам захватить власть, вплоть до физического устранения Александра Лукашенко. И всё это происходило в 2020-2021 годах, то есть задолго до начала СВО.

 

Судебный процесс по делу «группы Автуховича»
Судебный процесс по делу «группы Автуховича»

Тогда же украинские спецслужбы приняли участие и в подготовке еще одного теракта, который должен был произойти на территории российской военной базы в Вилейском районе. В 2021 году по заданию организации «Отряды гражданской самообороны Белоруссии» Дениса Хромова-Хофмана террористы должны были взорвать антенную мачту на 43-м узле связи ВМФ РФ «Вилейка», а главный обвиняемый по данному делу Вадим Гулевич после теракта планировал выехать на территорию Украины, где его уже ждали для помощи в «прохождении подготовки для участия в боевых действиях».

В середине октября стало известно и о еще одной попытке организации теракта в Белоруссии, которая так же имеет связи с Украиной через экстремистскую инициативу белорусской оппозиции BYPOL. За 500 долларов террористы должны были свершить ряд терактов, в том числе и на железной дороге, целью которых являлись не только дестабилизация обстановки в республике, но и затруднение перемещения белорусских и российских военных по территории республики, в том числе в рамках развёртывания региональной группировки войск Союзного государства. И, по всей видимости, подобных уголовных дел и расследований, связанных с экстремизмом и терроризмом, подпитываемыми с Украины, в ближайшее время меньше не станет. Это связано с тем, что официальный Киев уже не скрывает, что сделал ставку на самых радикальных представителей белорусской оппозиции, которые сегодня официально группируются вокруг так называемого полка имени Кастуся Калиновского.

В данном случае следует напомнить, что ранее экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская сделала предложение Киеву сформировать некую коалицию с «правительством в изгнании» – Объединенным переходным кабинетом. Однако в Киеве не только отказались от данного предложения, но и объявили о том, что хотят видеть в своих партнёрах не политиков, а настоящих боевиков. Как заявил председатель комитета по иностранным делам Верховной рады (ВР) и член фракции «Слуга народа» Александр Мережко, «легитимным белорусским органом, с которым Киев мог бы вести диалог» может стать именно полк Калиновского. По словам же ещё парламентария –Богдана Яременко, – украинские власти должны сделать ставку не на Объединенный переходный кабинет, а на созданный «калиновцами» собственный политический орган – Сойм. Более того, в отличие от Тихановской, которой так и не удалось попасть в Киев, представители полка Калиновского уже встречались с депутатами ВР, входящими в межфракционное депутатское объединение «Демократическая Беларусь», которые назвали их «легитимным представителем белорусского народа». Небезызвестный Алексей Гончаренко и вовсе сообщил, что «калиновцы» являются «легендарными белорусами, которые защищают Украину» и «если Лукашенко даст приказ своим войскам напасть на Украину, то эти военные перейдут на нашу сторону». «Их нужно будет одеть, вооружить и отправить обратно — освобождать Белоруссию!» – заявил он, чем фактически обрисовал нынешний интерес Киева к данному военному подразделению, которое, в отличие от Объединенного переходного кабинета Тихановской, находится под полным контролем украинских властей.

В свою очередь, столь большое внимание и поддержка со стороны Киева уже сделали «калиновцев» более активными не на поле боя, а в процессе подготовки агрессии в отношении Белоруссии. В частности, речь идет о формирования диверсионных отрядов с довольно простой конечной целью – дестабилизировать обстановку в республике и создать условия не только для государственного переворота, но и беспрепятственного внешнего вторжения. Ещё в сентябре полк Калиновского объявил о наборе белорусов в некий свой «силовой резерв» на территории республики, чтобы в будущем «осуществить аресты и конвоирование лукашистов». При этом новоявленные «бойцы» должны самостоятельно формировать «малые группы», проводить физическую, тактическую и психологическую подготовку, а также заниматься шпионажем в пользу Украины, собирая информацию о размещении и передвижении белорусских и российских военных. По словам заместителя командира полка Калиновского Вадима Кабанчука, «наша окончательная цель – Белоруссия, и когда дело дойдёт до активных действий, люди могут к нам подключиться в самой Белоруссии».

Белорусские боевики в составе полка Калиновского

Подобные агрессивные цели полка Калиновского не могли не обеспокоить белорусские власти, которые уже объявили о режиме повышенной террористической опасности и готовят страну не только к борьбе с диверсантами, но и отражению внешней агрессии. Особенно это стало актуальным на фоне недавних безумных заявлений и действий Киева. Более того, украинские власти решили совершенно открыто вынести свои планы на международный уровень, о чем свидетельствует недавний призыв Верховной рады к ООН, Европарламенту и ПАСЕ признать Белоруссию «страной, которая с 1994 года оккупирована Российской Федерацией», а Александра Лукашенко – «международным террористом». При этом депутаты решили воспользоваться риторикой советского периода, назвав своего северного соседа «страной-концлагерем», как когда-то были названы Чили и Камбоджа под властью Аугусто Пиночета и Пол Пота. И, по всей видимости, «спасать» Белоруссию, по мнению Киева, предстоит именно полку Калиновского, а также иным вооружённым формированиям, которые сегодня продолжают создаваться на Украине.

В сложившейся обстановке белорусские власти оказались вынуждены провести корректировку своей позиции в отношении киевского режима и СВО. Официальный Минск пока не говорит о том, что планирует напрямую присоединиться к российской спецоперации, хотя Александр Лукашенко уже не отрицает, пусть и косвенного, участия республики в СВО, как это было ранее. Вместе с тем заявления белорусских властей с каждым днём становятся всё более жесткими. Белорусский лидер уже прямо сказал украинским властям, как «только они прикоснутся своими грязными руками хоть к одному метру нашей территории» теракт на Крымском мосту «покажется цветочками». Дополнительно к этому в Минобороны республики сообщили, что Минск «оставляет за собой право принять комплекс превентивных мер стратегического сдерживания с целью недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооружённого конфликта». В совокупности с развёртыванием в Белоруссии региональной группировки войск Союзного государства и расширением антитеррористической деятельности внутри республики все это означает, что в белорусской столице перестали питать иллюзии относительно возможности конструктивного разговора с киевским режимом и полностью осознали его террористическую сущность. Теперь Украина с её нынешним руководством рассматривается в Минске не просто как не вполне адекватный сосед, а как одна из главных опасностей для страны.

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ