— 1052 г. † Благоверный князь Владимир Ярославович

Святой князь Новгородский. Родился в 1020 г. Старший сын Великого князя Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, в девичестве принцессы Индигерды Шведской, а в иночестве — Анны. Принимал участие во многих походах. Известен своим походом на Византию в 1043 г., окончившимся для русских неудачей, чему способствовала буря, разметавшая их ладьи.​ В 1045 г. основал в Новгороде церковь во имя Святой Софии Премудрости Божией, ставшую соборным храмом и средоточением духовной жизни Новгорода.​ ​ Новгородцы говорили: «Новгород там, где Святая София. Умрем, прольем кровь за Святую Софию!» Храм был закончен в 1052 г., а в том же году, 4 октября, скончался его основатель и был в нем положен рядом со своей матерью, скончавшейся в 1050 г. В 1439 г. они были причислены к лику святых после явления, бывшего свт. Евфимию II, архиепископу Новгородскому. До последнего времени нетленные мощи св. кн. Владимира и матери его почивали в открытой раке.

 

— 1714 г. Указ царя Петра I

«О заготовлении в Губерниях топоров, скобелей и долот, и о присылке оных в С.Петербург, в следующем году».

«…В Губерниях сделать 20,000 топоров, 5,000 скобелей, 5,000 долот с кольцы, сделать самим мастерством, и класть стали довольное число, или укладу, и всякой Губернии на оных инструментах класть особливыя клейма, для познания, ежели в чем будет какая худоба, а на исправление вышеписанных инструментов и на наем подвод деньги определить в расход из удержанных расходов Губернских…»​

 

— 1727 г. Создана типография Академии наук

В Петербурге указом Верховного Тайного Совета в бывших палатах царицы Прасковьи Федоровны (ныне на этом месте находится Зоологический музей) была создана типография Академии наук «для печатания исторических книг, которые на российский язык переведены». Согласно указу, из имеющихся на тот момент петербургских типографий в городе остались типография в Сенате для печатания указов и типография при Академии наук для печатания исторических книг. Типографии же, которые были в Синоде и Александро-Невском монастыре, были переведены в Москву, в ведение Синода, для печатания церковных книг. Академия наук стала центром светского книгопечатания.​ Типография Академии состояла из двух отделений: русского и иностранного. Техническое обеспечение осуществлялось специализированными мастерскими — словолитной, пунсонной, переплетной. Для изготовления гравюр была создана Гравировальная палата.

 

— 1813 г. Подвиг Леонтия Коренного

​ ​В ходе знаменитой Лейпцигской «битвы народов» совершил свой подвиг, прославивший героя на всю Россию, гренадер лейб-гвардии Финляндского полка Леонтий Коренной.​ Среди сослуживцев Коренной пользовался большим уважением и авторитетом за силу, которой щедро наградил его Господь, смелость и неустрашимость в бою, редкий рост и добродушный характер. В гвардейском полку гренадера почтительно называли «дядя Коренной». Первого своего «Георгия» русский богатырь заслужил за проявленную в Бородинском сражении храбрость.​ ​А в «битве народов» под Лейпцигом Коренному довелось совершить еще более славный подвиг. Когда батальон лейб-гвардии Финляндского полка был атакован значительно превосходящими силами противника и начал с боем отходить, часть батальона оказалась прижатой к высокой каменной ограде. Место боевой схватки у каменной стены оказалось тесным. Большинство солдат батальона быстро перебрались назад через стену. Но почти все офицеры были ранены в бою и не смогли преодолеть каменную преграду, к которой французы прижали остатки батальона. Тогда Леонтий Коренной помог перебраться через нее батальонному командиру и раненым офицерам, а сам с горсткой храбрецов остался прикрывать отступающих товарищей.​ ​Вскоре он остался один и яростно отбивался штыком и прикладом от наседавших врагов. Бесстрашный гвардеец получил уже несколько штыковых ран, его мундир был весь в крови. Прижавшись к стене, Коренной не только парировал удары, но и наносил их сам. Когда сломался штык, солдат взял ружье за дуло и стал отбиваться прикладом.​ ​ ​        Французы, удивляясь храбрости русского, кричали ему, чтобы он сдавался. Но тот и не думал бросать оружие. Схватка продолжалась. Когда все-таки русский богатырь, получив 18 штыковых ран, был повержен, французские солдаты, стоявшие над павшим героем, из уважения к храбрецу не решились добить его.​ ​ ​ Напротив, недавние враги уложили его на носилки и доставили на перевязочный пункт. Посетивший раненых Император Наполеон, прознав о подвиге Коренного, был поражен. И на другой день имя русского гвардейца попало в приказ по французской армии, изданный за подписью Наполеона. В нем Коренной назывался героем и образцом для подражания и примером французским солдатам. А после того, как солдат смог стать на ноги, опять же по личному приказу Наполеона, он был отпущен из плена.​ ​Леонтий Коренной предстал перед сослуживцами с забинтованной головой, подвязанной к шее левой рукой. Еле передвигал израненные ноги. Гвардеец, однако, под восторженные крики товарищей браво доложил ротному командиру: «Ваше высокоблагородие, честь имею явиться, из плена прибыл. Отпущен был по приказу самого Бонапарта…». ​ ​ За проявленное мужество Коренной был произведен в подпрапорщики и стал знаменосцем полка. Ему также была пожалована особая серебряная медаль на шею с надписью «За любовь к Отечеству». ​Позже о герое Леонтии Коренном была сложена песня, которая вошла в славную историю лейб-гвардии пехотного Финляндского полка. А в 1903г., когда лейб-гвардии Финляндский полк праздновал столетний юбилей, офицеры полка отметили его установкой бронзового памятника Коренному, который и был представлен при входе в парадное здание офицерского собрания. И все офицеры, вплоть до самой революции, входя в собрание, снимали перед ним фуражки и отдавали солдату честь…​ ​ ​​ ​ Большевики, придя к власти, этот памятник уничтожили, т.к. геройский подвиг отважного русского солдата-богатыря никак не отражал потребности «классовой борьбы пролетариата».

 

— 1833 г. † Андрей Тимофеевич Болотов

Ученый, мыслитель, писатель, один из основателей отечественной и мировой агрономической науки. Родился 7.10.1738 г., в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне 1756—63 гг. В 1762 г. в чине капитана вышел в отставку и в родовом поместье Дворяниново стал заниматься опытной работой в сельском хозяйстве. Труд Болотова «О разделении полей» был первым руководством по введению севооборотов и организации с.-х. территорий. Болотов разработал приемы агротехники в зависимости от зональных почвенно-климатических условий, ряд научных приемов внесения удобрений, приемы борьбы с сорными растениями. Продолжая развивать русские национальные традиции домостроительства, он совмещал крайнюю бережливость с готовностью затрачивать значительные средства на создание новых сортов и видов сельскохозяйственного производства, заботу о своих крестьянах со строгим отношением к ним, многопрофильность хозяйства со специализацией его по ряду передовых культур. В подведомственной ему деревне Болотов за счет внутреннего производства обеспечивал почти все потребности населения. ​Книга Болотова «Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтобы по ней и исполнять» стала первым русским пособием по организации труда в сельском хозяйстве. Болотов был решительным противником масонства, рассматривая его как антихристианскую, антирусскую силу. Когда Болотову предложили вступить в масонскую ложу и прельщали разными выгодами тайного «братства», он ответил: «Прошу покорно меня от него уволить. Все, что вы ни говорите в похвалу вашему обществу, мне уже давным-давно известно, и вы не первые, а меня уже многие и многие старались преклонить ко вступлению в масонский орден и в другие секты и общества… (не вступать в них) обязует нас… наш христианский закон, думаю, что нам и тех должностей и обязанностей довольно, какими он нас к исполнению обязует, и что нет никакой нужды обязывать себя какими-либо другими должностями, а нам дай Бог, чтоб и те только исполнить, которыми обязует нас христианская вера».

 

— 1853 г. Турция объявила войну России

​Начало Крымской войны (1853-1856 гг.).​ ​В 1853 г. мусульманская Турция, поощряемая Францией, Англией и Ватиканом, отобрала у православных греков ключи Вифлеемского храма и передала их католикам. ​В феврале 1853 г. Император Николай I направил в Константинополь чрезвычайного посла Александра Сергеевича Меншикова, который ультимативно потребовал, чтобы православные подданные турецкого султана были поставлены под особое покровительство русского царя. Посольство оказалось безрезультатным. В ответ на это Россия 26 июня 1853 г. с целью оказать давление на Турцию ввела войска в Молдавию и Валахию, находившиеся под её протекторатом по условиям Адрианопольского мирного договора. В конце сентября 1853 г. Турция под угрозой войны потребовала вывода русских войск и, наконец, 4 октября 1853 г. объявила войну России.

Парижский кардинал Сибур сразу заявил: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная, … религиозная. Все другие основания, выставляемые кабинетами, в сущности, не более, как предлоги, а истинная причина, угодная Богу, есть необходимость отогнать ересь Фотия; укротить, сокрушить ее. Такова признанная цель этого нового крестового похода и такова же была скрытая цель всех прежних крестовых походов, хотя участвовавшие в них и не признавались в этом».

 

— 1879 г. † Сергей Михайлович Соловьев

​ ​Русский историк. Автор 29-томной «Истории России с древнейших времен». Сергей Михайлович Соловьев родился в 1820 г.

По своим убеждениям он был западником,​ и духовного смысла русской истории в этом труде мы не найдем – это скорее дотошное собрание фактов и сведений. Как общественный деятель Соловьев выступал за «прогресс» и западнические реформы самодержавия.

 

— 1911​ г. Первое культурно-просветительское учреждение Коми края

​В​ Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) был создан музей древностей и редкостей зырянского края (Национальный музей Республики Коми) — одно из первых научных и культурно-просветительских учреждений Коми края.​ В 1911​ г. по предложению местной интеллигенции — К.Ф.Жакова, А.А.Цембера, Н.П.Чеусова, Ф.А.Старовского и других, было создано Усть-Сысольское отделение Архангельского общества изучения Русского Севера, которое стало инициатором открытия в городе археологического и этнографического музея.

4​ октября 1911​ г. уездным земским собранием было принято постановление о выделении единовременного пособия в размере 100​ руб. на приобретение коллекций. Эта дата является днем образования музея.​ Первоначально в коллекции музея было несколько десятков экспонатов: деревянный гребень, полотенце из Летки, несколько археологических находок и небольшая библиотека редких книг. Постепенно усилиями Цембера — первого директора музея, и его сподвижников был собран богатый материал и скомплектованы первые коллекции.

 

— 1922 г. Владивосток. Последний Указ

​Михаил Константинович Дитерихс издал свой последний Указ № 68. Будто бы к нам, сегодняшним собирателям Святой Руси, обращает Правитель свое последнее, горькое пророческое слово: «Силы Земской Приамурской Рати сломлены. Двенадцать тяжелых дней борьбы одними лишь кадрами бессмертных героев Сибири и Ледового похода, без пополнения, без патронов решили участь Земского Приамурского Края. Скоро его уже не станет. Он как тело умрет. Но только как тело. ​В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его Русской, исторической нравственно — религиозной идеологии, — он никогда не умрет в будущей истории возрождения Великой Святой Руси.​ ​ ​ Семя брошено. Оно сейчас упало на еще не подготовленную почву. Но грядущая буря ужасов Советской власти разнесет это семя по широкой ниве Великой Матушки Отчизны. И приткнется оно в будущем через предел нашего раскаяния и по бесконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку Земли Русской и тогда даст желанный плод.​ ​Я верю в эту благодать Господню, верю, что духовное значение кратковременного существования Приамурского Земского Края оставит даже в народе Края глубокие, неизгладимые следы. Я горячо верю, что Россия вновь возродится в Россию Христа, Россию Помазанника Божия, но теперь мы были недостойны еще этой великой милости Всевышнего Творца».​ ​

 

— 2019 г. † Иван Владимирович Дроздов

​Писатель и общественный деятель, организатор трезвеннического движения.​ Родился 25 мая 1922 г. в деревне Ананьино Бековского р-на Пензенской области в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны, с 1941 по 1945 на фронте, служил в авиации, затем в зенитной артиллерии, кавалер 5 боевых орденов и многих медалей. Его бронзовый бюст установлен в музее Великой Победы на Поклонной горе в Москве.​ Принимал активное участие в трезвенническом движении, являлся руководителем общественной организации «За трезвость нашего народа», автор книг, посвященных теории и практике работы по отрезвлению: «Геннадий Шечко и его метод», «Унесенные водкой» и др.

 

 

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович