ФОТО: MYIMAGES — MICHA/SHUTTERSTOCK.COM

Достигнута ещё одна цель поддержания напряжённости на юго-востоке Европы: в США констатируют резкий рост миграции производств из Старого Света. Через Атлантический океан один за другим идут лайнеры, гружённые демонтированным оборудованием – станками, роботами, конвейерами, – потому что работать в Америке намного выгоднее. Неужели колыбель мировой промышленности сдастся без боя?

Боль и выгода

Как и предполагал Царьград, переселение европейских предприятий в США, о котором говорили ещё в начале лета, приняло серьёзные масштабы, констатирует The Wall Street Journal.

Датская ювелирная компания Pandora A/S расширяет своё присутствие в США. Немецкий автопроизводитель Volkswagen AG объявил о резком увеличении выпуска автомобилей в Новом Свете – очевидно, за счёт сокращения в Старом. Tesla отменила планы по производству аккумуляторных батарей в Германии – формально из-за надежды на налоговые льготы в США, фактически же из-за невероятной стоимости энергии в Европе.

И это только самые известные бренды – а сколько производств поменьше либо закрылись, либо также мигрировали к дешёвому газу!

США, крупный производитель энергоресурсов, активно торгующий также с Канадой и Мексикой, могут позволить себе держать по крайней мере вдвое более низкие цены на газ, чем не имеющий достаточного количества месторождений Евросоюз.

Соответственно, в Северной Америке усиливается производственный сектор, изрядно пострадавший когда-то от вывода предприятий в Китай и его окрестности, а Европа теряет рабочие места и налоговые поступления.

Занятно, что в заголовке материала Wall Street Journal присутствует нехитрая рифма, которую можно назвать знаковой для всей Уолл-стрит: Europe’s Pain, U.S. Gain – «Боль Европы, выгода США». Рифмующиеся pain и gain, боль и выгода – символ большого бизнеса…

Стальные нервы Америки

Одним из самых энергоёмких производств является сталелитейное – и заниматься этим в Европе становится совершенно убыточно. Венгрия не зря попросила снять санкции с основного акционера Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова – сейчас, даже несмотря на стоимость перевозки, намного дешевле закупать русскую сталь, чем производить свою.

Чёрный юмор ситуации состоит в том, что чёрная металлургия – основа производства оружия и военной техники. То есть американцы, основные спонсоры Вооружённых сил Украины, вынуждают Европу перевозить за океан сталелитейные заводы – и получают ещё больше стали для продолжения своего кровавого бизнеса.

Аналогичные проблемы у производителей удобрений – и тут как раз тоже санкции мешают привычно закупаться в России.

Отметим, что перевозка заводов, особенно крупных, мероприятие исключительно дорогое. Те, кто идут на такую меру, очевидно, уезжают безвозвратно – менеджмент не верит в скорое восстановление энергетического партнёрства с Россией.

Вопрос: сколько ещё предприятий должно переехать из Европы в США, чтобы случилось одно из двух долгожданных событий:

  • европейцы осознали, что их попросту ограбили;
  • американцы насытились и дали отмашку на прекращение конфликта.

Деиндустриализация или деевропеизация?

В Европе уже заговорили об «эре деиндустриализации«. Это, конечно, перебор, экономика Евросоюза не настолько слаба, чтобы за пару лет рухнуть под высокими ценами на энергоресурсы, но тенденция прослеживается очень неприятная. Мнение о том, что «некоторые отрасли будут перемещены навсегда», высказывается всё чаще – в Европе, чьи природные ресурсы практически исчерпаны, себестоимость производства стали или удобрений в любом случае будет выше, чем в США или России, а это означает неконкурентоспособность на мировых рынках.

В этом месте напрашивается ещё один очень интересный вопрос: что сделают с первой страной Евросоюза и НАТО, которая рискнёт объявить о выходе из этих организаций ради союза с Россией? Понятно, что изоляция и санкции – но вот Белоруссия давно под ними живёт, не голодает и как-то не мёрзнет долгими январскими вечерами. Но будет ли нанесён военный удар по изменнику? Думается, именно над этим вопросом ломают голову политические элиты Венгрии и оппозиционные политики ряда других стран.

Европа страдает, США работают

США при этом не ждут пассивно, когда европейская рыбка сама приплывёт в их сети. Нет, в Вашингтоне уже одобрили новый пакет мер (получивший название «байденовского») по стимулированию промышленного производства, причём для тех, кто открывает новые заводы, приготовлены отдельные преференции. Это гостеприимное определение подходит и для миграции предприятий из Европы.

Отдельно США вкладывают гигантские деньги – которых у Европы просто нет – на разработку производства «чистой» энергии. Если патенты на ключевые открытия в этой области окажутся у американских компаний, а сомневаться в этом не приходится, Европа вынуждена будет платить сообразительным янки ещё и эту дань.

Ещё одно направление развития, в которое США сильно вложились в 2022 году, – это производство микрочипов, ранее выведенное на Тайвань. Опять же, у современной Европы нет ресурсов, чтобы поддерживать конкуренцию в этой сфере – а значит, после неизбежного объединения Китая выведшие производства с Тайваня американцы планируют стать – и станут – практически мировыми монополистами.

Что с того?

Будем откровенны: США выглядят явными победителями пандемийно-военного кризиса в мире. Развитие Китая замедлили сверхжёсткие карантинные ограничения, Европа страдает от невероятных цен на нефть и особенно газ, а США в это время не отказывают себе в перестройке экономики под новую индустриализацию. Отличный пример – и горький укор экономическим властям России, которые ни в 2000-2007, ни в 2009-2014 годах при благоприятнейшей конъюнктуре даже не пошевелились создать что-то, кроме декоративного «Сколкова» под нужды Чубайса и Дворковича.

А не пошевелились они потому, что получали – и выполняли! – советы как раз из Соединённых Штатов…

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ