«- Мама, а почему в нашем учебнике почти ничего не написано про 1942-й год?

— Такого драпа еще не было.»

(из детских воспоминаний)

 

Моя мама выросла в семье военного – дед воевал, был полковником авиации, и просто так ничего не говорила про войну, которую знала не по наслышке. Я сильно удивился и ничего не сказал, но потом несколько раз прочитал в дядиной библиотеке огромный шеститомтомник-энциклопедию «История Великой Отечественной войны», используя как иллюстрацию толстый и подробный дедушкин «Атлас офицера». Про 1942-й год уже тогда было написано очень много. Разгром войск Красной армии начался под Харьковом в мае 1942 года в ответ на наступление Красной Армии немцы двумя фланговыми контрударами («клещами») окружили южнее Харькова в районе Мерефа – Лозовая – Балаклея (знакомые названия, не правда ли?) ударную группу Красной Армии, состоящей из трех армий и двух танковых корпусов, одновременно нанося удары на восток от Харькова. Наши потери были чудовищны – по различным оценкам более 100 тысяч наших солдат и офицеров было убито, более 170 тысяч – ранено, было захвачено в плен 350 тысяч наших солдат и офицеров, немцами было уничтожено большое количество наших танков, самолетов и другой техники. На фронте образовалась огромная дыра протяженностью несколько десятков километров. Через месяц немцы, подтянув резервы, продолжили наступление в этом районе направлениями на Воронеж и на Ростов, и после относительно непродолжительных боев войска трех фронтов Красной Армии были вынуждены быстро отступать и за месяц отойти на 150 – 400 километров до Волги и до Кавказа.

Именно тогда, в конце июля 1942 года был введен в действие приказ № 227 Наркома обороны СССР И.В. Сталина «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», запрещавший самовольный отход с позиций без приказа и вводивший в армии институты штрафных частей и заградительных отрядов.

Нынешние украинские власти с начала военных действий широко используют заградотряды из частей нацистских батальонов для карательных мер в отношении насильно мобилизованных и менее стойких людей из вооруженных сил Украины. Во многом именно этим объясняется упорная оборона каждого укрепленного пункта и каждого села украинскими войсками – отступать мобилизованным солдатам украинской армии некуда – сзади их ждет расстрел украинскими нацистами.

Российская армия в феврале-марте 2022 года более месяца превосходящими силами освобождала город Изюм Харьковской области, за который велись тяжелые бои. Неделю назад город был сдан фактически без боя, в руки украинцев попало большое количество брошенной современной военной техники.

Быстрые бегство российских войск из Харьковской области обратился большой катастрофой для оставшегося там населения, не успевшего эвакуироваться. Сейчас там происходит фактический геноцид украинцами оставшихся там наших людей.

Впервые за 80 лет российские солдаты снова отступили, в этот раз -почти без боя, бросив технику и доверившееся им мирное население, бросив города – Купянск, Балаклею, Изюм.

Я не знаю, насколько эти города были подготовлены к обороне. Даже если в городе нет специальных оборонительных сооружений, город сам по себе, каждый дом сам по себе является оборонительным сооружением, которое можно долго и упорно защищать. Давайте просто вспомним другие, менее печальные события нашей военной истории – например, «Дом Павлова» в Сталинграде, обычный 4-хэтажный жилой дом, который 2 месяца защищали 31 человек от ежедневных немецких атак. Из иностранной недавней военной истории я хочу напомнить двухнедельную оборону во время войны в Ливане в 2006-м году примерно 150-ю бойцами ливанского движения «Хезболла» 20-титысячного города Бинт-Джубайль против пятикратно превосходящих их сил израильских агрессоров, имевших тяжелую бронетехнику и авиацию против ручного оружия защитников города, нанесших израильским агрессорам тяжелое поражение.

То, что произошло в Балаклее, в Купянске и в Изюме – это огромный позор, это огромное позорное несмываемое пятно на всю Россию и на российскую армию. Сдача освобожденных с тяжелыми боями городов за считанные дни, позорное бегство, потеря всей освобожденной ранее части Харьковской области – это наше тяжелое стратегическое и моральное поражение. Военно-политическое руководство страны до сих пор не приняло никаких публичных решений, а о самом позорном бегстве без боя и с оставлением большого количества техники и вооружений Министерством обороны России было стыдливо объявлено как о перегруппировке.

Если не делать публичных политических выводов из поражений, если не принимать тяжелых, но необходимых политических решений типа приказа «ни шагу назад!», как это было сделано в 1942-м году, военные поражения будут повторяться снова и снова. После страшного и тяжелого 1942-года наступил 1943-й год – год коренного перелома в Великой Отечественной Войне, который наступил после принятия многих тяжелых политических решений тогдашнего руководства страны во главе с И.В. Сталиным. Способно ли нынешнее военно-политическое руководство преломить ситуацию в военных действиях, если оно не будет принимать никаких новых важных решений – ответ, очевидно, будет отрицательным. Нужно понимать, что сейчас решается судьба нашей страны, воюющей не с одной Украиной, но со всем блоком НАТО и финансово-экономическим блоком из многих западных стран, и продолжать масштабные военные действия в рамках стыдливого названия «СВО» уже нельзя – нас просто сметут. Речь сейчас уже не идет об освобождении Донбасса или Украины, сейчас надо говорить об обороне территории России и мобилизации страны и общества.

Отступать больше нельзя и некуда, за нами – наши люди и наша страна. Я надеюсь, что это отступление останется в нашей истории последним. «Ни шагу назад!». Своих бросать нельзя.

 

Михаил Ошеров для ИО «Русский дозор»