— 44-50 гг. † Св. апостол от 70-ти Фаддей

Проповедник Евангелия в Великой Армении.

 

— 1221 г. † Преподобный Авраамий Смоленский

​Проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. ​ Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170 г.) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера. Он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой – истязания на мытарствах. Скончался преподобный Авраамий 1224 г., пожив в иночестве 50 лет.

 

— 1723 г. † Дмитрий Константинович Кантемир

​Молдавский и российский ученый, писатель, композитор и политический деятель. Родился 26.10.1673 г. Его отец был господарем Молдавии и в качестве заложника в верности отца Кантемир находился в 1687—91 гг. в Константинополе, где обучался в греко-латинской академии. Там он настолько хорошо изучил музыку, что как композитор создал много пьес. В 1710 г. был избран господарем Молдавии. В 1711 г. заключил тайный договор с Царем Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Был принят со своим семейством и приверженцами в число русских подданных. Кантемир стал советником Царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья в Малороссии. В 1721г. получил чин тайного советника и звание сенатора, в 1722—23 гг. участвовал в Персидском походе.

 

— 1745 г. Венчание наследника престола, Великого князя Петра Феодоровича (Петра III) с принцессой Софьей-Августой-Федерикой (Екатериной II)

​Свадебные торжества продолжались​ с​ перерывами​ в​ течение​ десяти​ дней​ и отличались великолепием, о чем Елизавета Петровна особенно позаботилась.​

 

— 1787 г. Провокация турок

​Турецкий флот атаковал российский у западных берегов Крыма, что послужило началом к новой войне, начавшейся поражением турецкого десанта от войск Суворова в Кинбурне и вытеснением татар за реку Кубань на Северном Кавказе.

 

— 1801 г. Закладка Казанского собора

​Казанский собор​ в Петербурге — ​ один из главных соборов Русского царства. Первый храм на его месте был построен по повелению Царицы Анны Иоанновны, которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери. Храм был построен вдоль Невского проспекта. ​Когда от времени начали показываться разные повреждения в храме, Император Павел Петрович издал в 1800 г. повеление построить новый Казанский собор. Проектирование собора было поручено А. Н. Воронихину. Закладка храма последовала 21 августа 1801 г. в присутствии Императора Александра I, вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и других лиц Царского Семейства. Казанский собор представляет собой величественное здание, построенное по образцу собора святого Петра в Риме.​ ​ ​ ​ ​ Колонны Собора были привезены с государственных гранитных каменоломен из Финляндии. Гранитная колоннада идет от подкупольных столбов к главному алтарю, Голгофе и к выходным главным дверям. Пол Собора ​ — из олонецкого и финляндского мрамора. Иконостас у главного алтаря Собора славится своим богатством и тонкой серебряной чеканкой. До 1917 г. он был весь покрыт серебром, воплощая собой «усердное приношение Донского войска». Донские казаки отбили 40 пудов серебра у французов, заключавшегося большей частью в церковной утвари, награбленной неприятелем из русских же храмов и, т. о., по словам Кутузова, они возвратили Богу похищенное из храмов Его сокровище. К этому было прибавлено еще до 60 пудов металла. Всего на иконостас пошло 1600 кг серебра. ​В Соборе были иконы работы П.В. Басина, В.Л. Боровиковского, ​ ​ Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.Е. Егорова, О.А. Кипренского, Г.И. Угрюмова, В.К. Шебуева и других выдающихся живописцев того времени. В 1932 г. храм был закрыт, а его помещение передано Музею истории религии и атеизма. Находившиеся в соборе иконы были переданы Русскому музею. Чудотворная икона Казанской Божией Матери была перенесена в Князь -Владимирский собор. Исчезло большинство сокровищ богатейшей ризницы, уничтожен уникальный иконостас.​ В 1990 г. было принято решение о передаче Казанского Собора Церкви, и с 1991 г. в нем начали проходить богослужения. 29 марта 1998 г. Собор был снова освящен. В 2002 г. завершился переезд Музея религии и атеизма в предоставленное ему новое помещение, собор был полностью передан Церкви, а несколько ранее он стал кафедральным. В июле 2001 г. чудотворная икона Казанской Божией Матери вернулась на свое старое место.

 

— 1838 г. Киевский Институт благородных девиц

​22 августа 1838 г. был открыт Киевский институт благородных девиц на углу современных улиц Липской и Институтской. ​ 5 ноября 1834 года был утвержден устав для Института. В том же году был заложен главный корпус, в который учащиеся института переехали в 1843 году. Для преподавания были приглашены профессора Киевского университета, взявшего шефство над институтом. Основные расходы для открытия института взяли на себя Приказы общественного призрения Киевской, Подольской и Волынской губерний. В 1838 году Киевский институт благородных девиц был открыт — сначала в арендованном помещении, а к 1843 году было построено монументальное здание по проекту архитектора Викентия Беретти.

 

— 1903 г. Икона Божией Матери «Светописанная»

​ ​21 августа 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

 

— 1915 г. Государь Император Николай II приобщился Святых ​ Тайн в Феодоровском соборе

​Перед принятием верховного главнокомандования Государь Император Николай II приобщился Святых ​ Тайн в Федоровском соборе. Затем Царская Семья проследовала в Петербург, где молилась у гробницы Царя-Миротворца Александра III, у образа Спаса Нерукотворного, в домике Петра Великого и в Казанском соборе, а затем поехала на Елагин остров к Вдовствующей Императрице Марии Федоровне: «Их Величества пробыли в Елагинском дворце более двух часов. Императрица уговаривала сына не принимать верховного командования, по крайней мере, советовала оставить Великого князя Николая Николаевича в Ставке, но безуспешно».

 

— 1917 г. Письмо Поместному Собору

​Письмо митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Белавину) диакона Иоанна Смолина, клирика Храма Воскресения на Крови (Петроград).​ «Петроград 21 августа 1917 г. Его Высокопреосвященству, Митрополиту Тихону, Председателю Всер[оссийского] Церков[ного] Собора.

Ваше Высокопреосвященство!

Не найдёте ли возможным и нужным поднять пред Церк[овным] Собором вопрос, в виду предстоящего общего моления, о разрешении от клятвопреступления бывших верноподданных помазанника Божия – Царя Николая II? Правда, своим отречением Царь ослабил тяжесть клятвопреступничества, но переживаемые Россией тяжкие кары и надвигающиеся ещё сугубейшие бедствия не свидетельствуют ли о том, что Бог не прощает нам нарушения клятвы?. Не напрасно говорил святой патриарх Гермоген: «Измена царю есть страшное злодейство, за которое грозно накажет Бог.​ ​ Она не избавит Россию от бедствий, а еще глубже погрузит её в их бездну». ​Не напрасно 20 февраля 1607 года в Успенском соборе Московского Кремля было совершено всенародное покаяние пред престарелым патриархом Иовом, и он разрешил всех от клятвопреступления даже самозванца! И Патриарх Гермоген разрешил народ от клятвы поляку царевичу Владиславу. Почему же мы не считаем нужным быть разрешёнными от клятвопреступничества законному Царю – Помазаннику Божию, отрекшемуся от престола под влиянием насилия со стороны «верноподданных»? Кажется, уже не один гром грянул, и страшная гроза идёт: пора перекреститься, пора покаяться, а Поместному собору взять на себя миссию снять клятву (проклятие), тяготеющую над нами?

Диакон Иоанн Смолин. Петроград. Храм Воскресения на Крови».

 

— 1925 г. † Архиепископ​ Иркутский Алексий (Каменский)

​Активный участник монархического движения в Одессе, товарищ председателя Главного Совета Союза Русского Народа (СРН).​ Родился 3.10.1863 г. в Самарской губ.

В Одессе ​ архимандрит (в то время) Анатолий принял живейшее участие в патриотическом движении. Он входил в руководящие органы всех монархических организаций, авторитетом своего сана укрепляя монархистов в праведности избранного ими пути борьбы за русские устои. В 1906 г. он стал членом Совета Одесского отдела Русского Собрания (РС), товарищем председателя Одесского отдела Союза Русского Народа и членом Совета Одесского Союза Русских Людей (СРЛ). 10 декабря 1906 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Анатолий хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. И в Елисаветграде он поддерживал тесные связи с монархистами.​ ​ Митрополит Мануил (Лемешевский) так рассказывает о преставлении Владыки: «Сподобился блаженной кончины в алтаре Братской церкви, во время всенощного бдения под воскресенье. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении “Слава в вышних Богу” …тихо скончался».

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович