— 1170 г. † Великий князь Мстислав II Изяславович

Сын Изяслава II Мстиславича, Великого князя киевского. Княжил с 1167-1169 г.г. Великий князь Киевский, из рода владимиро-волынских князей. ​После смерти отца он княжил на Волыни. После смерти Ростислава в 1167 г. утвердился на Киевском столе. В его краткое великокняжение был совершен удачный поход против половцев. Князья под предводительством Мстислава разгромили половецкие вежи по р. Углу и Снопороду до самого Оскола и разбили их около этой реки, у Черного леса.​​ ​Умер в г. Владимире-Волынском 19 августа 1170 г. Тело его, по некоторым известиям, погребено там же, в Богородицкой церкви, им самим выстроенной.​ ​Великий князь Мстислав II был женат на дочери Болеслава III Кривоустого, короля польского, и имел от нее трех (по другим известиям, четырех) сыновей, в том числе знаменитого Романа, князя галицкого.

 

— 1456 г. † Святитель Питирим, епископ Великопермский

​Был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима. До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре. Позже он стал известен как составитель канона святителю Алексию, Митрополиту Московскому, и собиратель сведений о его житии. Прибыв на кафедру, святитель Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы.​ ​Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать Крещение. Убит предводителем вогулов 19 августа 1456 года. Погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима.

 

— 1591 г. Икона Божией Матери «Донская»

​В память избавления Москвы от татар.​ ​Донская икона Богоматери была написана иконописцем Феофаном Греком. Во время Куликовской битвы в 1380 г. она находилась среди русского войска. Образ был укреплен на древке, как хоругвь и воодушевлял русские полки в сражениях. После победы донские казаки преподнесли эту икону в дар князю Димитрию Иоанновичу Донскому. В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской. В 1591 г. крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей со своими войсками подступили к Москве. Царь Федор Иоаннович приказал с иконою Донской Божией Матери совершить крестный ход вокруг города, а затем молился целую ночь Царице Небесной. А во время сражения устрашенные невидимою силою, враги обратились в бегство. В 1686 г. князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собою чудотворный Донской образ. В благодарность Матери Божией за Ее милость, явленную через Донскую икону, был основан в Москве Донской монастырь.​ ​

 

— 1612 г. Войска Минина и Пожарского осадили Москву

​Начало осады Москвы Вторым ополчением под руководством кн. Д.М. Пожарского и К. Минина.

 

— 1700 г. Царь Петр I объявил войну Швеции

«За многие​ свейские (шведские.)​ неправды»,​ в​ том​ числе​ -​ за​ тяжкое​ оскорбление, нанесенное в 1697 году шведами во время пребывания «великого​ посольства»​ в Риге «самой особе царского величества», хотя официально,​ формально​ русский царь в посольстве отсутствовал; имелся, правда, некий урядник Петр Михайлов, но​ кто же тогда в Риге знал об этом? Да если бы и догадались, то Петр бдительно следил за соблюдением своего инкогнито и ​ не терпел​ его​ нарушений, особенно в начале миссии. ​Начало Северной войны (1700 -1721 г.г.), самой продолжительной в истории нашего Отечества и закончившейся блистательной победой России и выходу в Балтийское море. Северная война полностью изменила соотношение сил на Балтике. Россия превратилась в великую державу, доминирующую в Восточной Европе. Были присоединены Ингрия, Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония) и южная часть Финляндии (до Выборга). Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. Была решена ключевая задача царствования Петра I – обезпечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. К концу войны Россия обладала современной, первоклассной армией и мощным флотом на Балтике. Швеция же утратила свое могущество и навсегда превратилась во второстепенную державу.

 

— 1757 г. Сражение при Гросс-Егерсдорф

​Русская армия одержала​ победу над пруссаками у деревни Гросс-Егерсдорф. Явилось первым крупным сражением с участием русской армии в Семилетнюю войну.

 

— 1850 г. Войсковой праздник Астраханского казачьего войска

В Астраханском Войске Войсковым праздником стал день престольного праздника войскового собора имени Донской Божией Матери, построенного в станице Казачебугровской.

 

— 1851 г. Открытие железной дороги​ ​ ​ ​

​19 августа в три с​ половиной​ часа утра Император Николай I с женой, в сопровождении цесаревича, цесаревны и двух старших их сыновей, великих князей Николая и Александра Александровичей, выехали​ из Петербурга. И в тот же день, в 11 часов вечера, прибыли в Москву (за 19 часов 30 минут). Состоялось торжественное открытие​ железной​ дороги,​ соединившей обе столицы.

 

— 1856 г. Торжественный въезд Александра II в Москву для коронования

​Это событие было подробно описано корреспондентом лондонской «Times»: «Торжество было во всех отношениях величественное и поразительное; богатство огромнаго царства было выставлено напоказ с восточною роскошью, и последняя на этот раз соединилась со вкусом образованного Запада. Вместо тесной сцены зрелище разыгрывалось в древней столице самаго огромнаго государства, какое когда-либо существовало в мире…. Благоговение и глубокое религиозное чувство монарха и его народа, их видимое смирение пред Богом напоминали собою веру и обряды прошедших веков и разно оттеняли проявление военного могущества военной державы. Великолепие карет и мундиров, ливрей и конских сбруй было достойно римских цесарей или знаменитейших властелинов Востока. Говорят, что коронация стоила России шесть миллионов рублей серебром, или один миллион фунтов стерлингов».

 

— 1863 г. † Александр Павлович Граббе

​Штабс-ротмистр, участник Кавказских походов и действий против польских повстанцев. Сын генерал-адъютанта П.X.Граббе, родился в 1838 году, воспитанник Пажеского корпуса, в 1857 году был произведён в поручики Северского драгунского полка, расположенного на Кавказе, где прослужил 6 лет, участвуя в экспедициях и делах с горцами. За боевые отличия и выдающуюся храбрость он получил ордена от св. Станислава 3-й степени до св. Владимира 4-й степени (все с мечами) включительно и чин штабс-ротмистра. ​В начале 1863 года Граббе был переведен в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк и принял участие в действиях против польских повстанцев. В начале августа он состоял в колонне флигель-адъютанта полковника Клота, уничтожил с небольшой командой Кавказских линейных казаков банду Парчевского (около Вильковице) и затем был ранен при преследовании банды Бентковского. В ночь с 14 на 15 августа, с отрядом в 40 человек, в том числе четыре офицера Гродненского полка: поручик Витмер, князь Урусов, корнет Ермолов и войсковой старшина Маноцков, — около деревни Сендзеевице (близ Ласка), Граббе настиг Бентковского, соединившегося уже с партией Тачановского, причем силы инсургентов достигали до 2 тысяч человек. Инсургенты пообещали гусарам, как «братьям-шляхтичам» жизнь за выдачу казаков и переход на их сторону. Те в ответ… атаковали противника. Будучи окружены поляками, Граббе и его отряд геройски защищались 3 часа, отбили несколько атак, но, в конце концов почти все были перебиты или ранены, спаслись лишь 4 человека (в том числе поручик Витмер, взятый в плен). Отчаявшись сломить израненных русских, шляхтичи согнали крестьян из ближайших селений и погнали толпой на окруженных, рассчитывая, что последние пули и клинки героев увязнут в массе этого «заградотряда». Когда основные силы Гродненского гусарского полка вошли в деревню Сендзеёвице, они застали в живых некоторых из смертельно раненых героев, включая командира А.П. Граббе. «Только одни спартанцы могли так драться», — говорили впоследствии поляки​ — участники этого боя.​ Граббе, тяжело израненный, после пятидневных мучений, умер 19 августа 1863 года, все это время повторяя в бреду: «Дайте же мне моего коня, мне надо скакать… лететь…» По поводу его смерти Император Александр II в рескрипте отцу героя, генерал-адъютанту Граббе, 21 августа 1863 г. выразил свое «душевное огорчение» о потере подававшего большие надежды офицера».

 

— 1897 г. Государь Николай II посетил Варшаву

​Императорская чета прибыла в Варшаву 19 августа. Местное население встретило Государя так, как ни один русский монарх не был встречаем в Польше. Это было не только официальное торжество, с флагами, иллюминацией и шпалерами войск: во встрече приняло участие громадное большинство населения, во главе с местной аристократией. «Мы прошли через тяжелую школу, писала влиятельная польская газета, и пришли к выводу, что можно быть хорошим поляком, оставаясь лояльным гражданином русского государства… «.​ ​Государь пробыл в Варшаве четыре дня. Он ласково принимал представителей польского общества, благодарил население за выражение чувства и в рескрипте на имя кн. Имеретинского надписал: «Мои заботы о благе польского населения — наравне со всеми верноподданными державы русской в неразрывном государственном единении».

 

— 1916 г. Из письма Императора Николая II

Государь Император Николай II писал Государыне: «Слава Богу, известия хорошие — в первый день нашего наступления мы взяли в плен 300 офицеров и более 15 000 австрийских и германских солдат…».

 

— 1917 г. Письмо на Поместный Собор

​ ​​ «Москва, 19 августа 1917 г.

Председателю нынешнего поместного Собора греко-православной церкви

От окончившего Московский Университет Александра Данилов[ича]а Жирова

Донесение.

Обязанность члена греко-православной Церкви принуждает меня донести до сведения происходящего ныне Собора нашей Церкви наиважное соображение о православной вере и государстве Российском. Всячески известно, что государство основывается на вере, благочестии членов его. И вот, в области нашей веры православные люди находятся на опасном пути: все они поклоняются прелести, диаволу в виде светла ангела. Это поклонение прелести есть болезнь, как было бы поклонение образам ума, т[о] е[сть] галлюцинациям. Болезнь эта тяжела…. По учению Церкви Монарх в таинстве миропомазания получает дарования Святаго Духа, Благодать Домостроительства Церкви ([смотри] творения блаж[енного] Феодорита, епископа Кирского. Монарх не посылается свыше для совершения своего Служения, как Иона, более: Сам Бог пребывает в Нём: Дух Божий – сказано – носился над Саулом.​ ​​…Созыв Учредительного Собрания для выбора образа Правления в России подлежит проклятию Церкви. Гнев Божий тяготит над Россией за преступление заповеди 11-го анафематствования. Сказано: не прикасайтеся Помазанным Моим: Святой Отец Церкви поучает нас даже помыслом [не прикасаться] (Добротолюбие)…. Гнев Божий страшный угрожает России при казни Монарха. Смерть Монарха повлечёт за собой смерть многих, даже ныне управляющих нами Временных Правителей, вызовет восстания, погромы, разгром наш совершенный на войне! Бог, всеконечно, взыщет с нашей Церкви, если члены нынешнего Собора не озаботятся достодолжно об участи Главы Церкви, бывшего Монарха.​ Нынешний Собор обязан не отречься от Помазанника, Христа [Господня], обязан утвердить проклятием Церкви перед Богом и законность Монарха и, главное – утвердить неприкосновенность жизни и здравия священной особы Главы Церкви….​ Самодержавный образ Правления с Помазанным Монархом на Царство самый совершенный для православного христианина: таковым его почитает Сам Бог в силу установления таинства Помазания на Царство. Помазанник, токмо один получивший благодать дарования [Святаго Духа], токмо один является способным к совершению Своего служения – к управлению православной страной…. Помазанник Церкви может быть токмо самодержавен….​ ​ Снова с благочестием вернётся и самодержавный образ Правления. Мы должны быть благочестивы. При тяжелой болезни всех невозможен никакой образ правления; и власти и подвластные по тяжелой душевной болезни будут тяжело нарушать [свои] обязанности. Россия представляет себой большой дом умалишённых; управление помешанных над помешанными невозможно. Пока не прекращена болезнь прелестью, Россия будет находиться на краю гибели: государство из помешанных невозможно. Между тем есть токмо одно средство прекратить поклонение прелести: это средство – благочестие. Россия не погибнет! И вот мы будем благочестивы, вылечим болезнь; но тогда мы пожелаем и в управлении токмо лучшего для православного христианина, токмо – самодержавного образа правления с Помазанием Монарха на Царство.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​​ Свершится это скоро. В силу тяжелой душевной болезни мы не способны и к войне….​ Но нас постигнет Гнев Божий и за преступление заповеди 11-го анафематствования; При Учредительном Собрании мы увидим бегство всей нашей армии перед германцами (правда, не разгром, который постигнет нас непреложно при казни Монарха).​ Будут поражения на войне, тяжелое неустройство в управлении внутри от болезни прелести, голод, дороговизна, восстания, погромы, экономический, хозяйственный и финансовый крах и иное.​ Общее недовольство приведёт в своё время к возвращению самодержавного образа Правления! Никто не знает даже, что это прелесть, хотя поклоняются прелести 100 миллионов [человек]. Сам Бог указывает нынешнему Собору, налагает на него обязанность брани против прелести. Да поможет же Он, да благословит все начинания нынешнего [Поместного] собора для борьбы с ней!

Москва, августа 19 дня.

Окончивший Московский Университет Александр Данилов[ич] Жиров».

 

— 1918 г. † Протоиерей Николай Орловский

​Один из лидеров монархического движения в Нижнем Новгороде. Служил отец Николай настоятелем церкви «Живоносный Источник» , долгие годы являясь учителем Закона Божьего в местном начальном училище. ​В дни первой революционной смуты 1905 – 1907 годов иерей Николай Орловский был в числе основателей монархического союза «Белое Знамя», в 1906-1907 годы возглавлял этот союз. В этот же период он также издавал и редактировал черносотенную газету «Минин». ​После возникновения Союза Русского Народа (СРН), вокруг которого стали объединяться мелкие региональные монархические организации Российской Империи, иерей Николай Орловский возглавил Георгиевско-Мининский отдела СРН. По общему мнению, он являлся одним из лучших ораторов среди правых в Нижегородской губернии, активно занимался просветительской работой, неоднократно баллотировался на выборах в Государственную Думу. ​ После Февральской революции отец Николай Орловский, ставший к тому времени протоиереем, настоятелем Казанской церкви, начал подвергаться преследованию со стороны новой власти. С приходом же власти большевиков преследования только усилились. Летом 1918 года, в самом начале «красного террора», протоиерей Николай был обвинён в контрреволюционной агитации и арестован и в ночь с 30 на 31 августа решением ревтрибунала приговорён к расстрелу. С ним вместе был расстрелян активный участник монархического движения редактор правых газет «Минин», «Козьма Минин» и «Голос нижегородца» Григорий Николаевич Васильев.

 

— 1953 г. Открытие нового комплекса Московского Университета

​Открыт Московский университет на Воробьевых горах.

 

— 2004 г. Бесланская трагедия​

​В Северной​ Осетии в​ г. Беслан бандиты захватили в заложники учеников и учителей школы №1. При штурме школы 3 сентября погибло 332 человека.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович