17 (4) августа 1917 года Временное правительство утвердило Временную инструкцию Генеральному секретариату Временного правительства на Украине.

Появлению инструкции предшествовали переговоры, в ходе которых делегации Временного правительства и Центральной Рады пришли к согласию по части образования Генерального секретариата Временного правительства на Украине.

Полномочия Генерального секретариата (как структурной части Временного правительства) распространялись на Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и частично Черниговскую губернии (за исключением Мглинского, Суражского, Стародубского и Новозыбковского уездов).

В ответ Центральная Рада в резолюции от 22 (9) августа явочным порядком заявила об автономии Украины в составе девяти губерний, учредила Кабинет генеральных секретарей и создала постоянно действующую Малую раду. Риторика ЦР была грозной в духе самостийности, однако 13 (1) сентября Временное правительство утвердило состав Генерального секретариата в том виде, которое соответствовало Временной  инструкции Генеральному секретариату Временного правительства на Украине.

ЦР отказалась отправлять делегацию на Государственное совещание в Москве, состоявшееся 25-28  (12-15 по ст. ст.) августа 1917 года.

Украинская Народная Республика из 9 губерний и её автономия в составе России («не отделяясь от республики Российской») были провозглашены Центральной Радой в III Универсале от 20 (7 по  ст. ст.) ноября. Это произошло после Октябрьской революции и принятия СНК Российской Республики Декларации прав народов России 15 ноября (2 по ст. ст.) 1917 года.

Политика УНР шла вразрез с политикой СНК России. 17 (4) декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров направил по телеграфу Центральной Раде и дважды опубликовал в газете «Известия»  Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Центральной раде. Манифест небольшого содержания, его лучше привести полностью, чтобы понять смысл политики СНК России и политики Центральной Рады, которая в ноябре провозгласила свою автономию в составе России. Манифест объясняет причины возникновения боевых действий между РСФСР и УНР в начале 1918 года. Центральная Рада решила не отвечать на вопросы СНК и проводить собственную политику, фактически признав себя, как было сказано в манифесте СНК, «в состоянии открытой войны против Советской власти в России и на Украине».

Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Центральной раде

«Исходя из интересов единства и братского союза рабочих и трудящихся, эксплуатируемых масс в борьбе за социализм, исходя из признания этих принципов многочисленными решениями органов революционной демократии, Советов, и особенно Всероссийского съезда Советов, социалистическое правительство России, Совет Народных Комиссаров, ещё раз подтверждает право на самоопределение за всеми нациями, которые угнетались царизмом и великорусской буржуазией, вплоть до права этих наций отделиться от России.

Поэтому мы, Совет Народных Комиссаров, признаём Народную Украинскую Республику, её право совершенно отделиться от России или вступить в договор с Российской Республикой о федеративных или тому подобных взаимоотношениях между ними.

Всё, что касается национальных прав и национальной независимости украинского народа, признаётся нами, Советом Народных Комиссаров, тотчас же, без ограничений и безусловно.

Против Финляндской буржуазной республики, которая остаётся пока буржуазной, мы не сделали ни одного шага в смысле ограничения национальных прав и национальной независимости финского народа и не сделаем никаких шагов, ограничивающих национальную независимость какой бы то ни было нации из числа входящих и желающих входить в состав Российской Республики.

Мы обвиняем Раду в том, что, прикрываясь национальными фразами, она ведет двусмысленную буржуазную политику, которая давно уже выражается в непризнании Радой Советов и Советской власти на Украине (между прочим, Рада отказывается созвать, по требованию Советов Украины, краевой съезд украинских Советов немедленно). Эта двусмысленная политика, лишающая нас возможности признать Раду, как полномочного представителя трудящихся и эксплуатируемых масс Украинской Республики, довела Раду в самое последнее время до шагов, означающих уничтожение всякой возможности соглашения.

Такими шагами явились, во-первых, дезорганизация фронта. Рада перемещает и отзывает односторонними приказами украинские части с фронта, разрушая таким образом единый общий фронт до размежевания, осуществимого лишь путём организованного соглашения правительств обеих республик.

Во-вторых, Рада приступила к разоружению советских войск, находящихся на Украине.

В-третьих, Рада оказывает поддержку кадетско-калединскому заговору и восстанию против Советской власти. Ссылаясь заведомо ложно на автономные будто бы права «Дона и Кубани», прикрывая этим калединские контрреволюционные выступления, идущие вразрез с интересами и требованиями громадного большинства трудового казачества, Рада пропускает через свою территорию войска к Каледину, отказываясь пропускать войска против Каледина.

Становясь на этот путь неслыханной измены революции, на путь поддержки злейших врагов как национальной независимости народов России, так и Советской власти, врагов трудящейся и эксплуатируемой массы, – кадетов и калединцев, Рада вынудила бы нас объявить, без всяких колебаний, войну ей, даже если бы она была уже вполне формально признанным и бесспорным органом высшей государственной власти, независимой буржуазной республики Украины.

В настоящее же время, ввиду всех вышеизложенных обстоятельств, Совет Народных Комиссаров ставит Раде, пред лицом народов Украинской и Российской Республик, следующие вопросы:

1. Обязуется ли Рада отказаться от попыток дезорганизации общего фронта?

2. Обязуется ли Рада не пропускать впредь без согласия Верховного главнокомандующего никаких войсковых частей, направляющихся на Дон, на Урал или в другие места?

3. Обязуется ли Рада оказывать содействие революционным войскам в деле их борьбы с контрреволюционным кадетско-калединским восстанием?

4. Обязуется ли Рада прекратить все свои попытки разоружения советских полков и рабочей Красной гвардии на Украине и возвратить немедленно оружие тем, у кого оно было отнято?

В случае неполучения удовлетворительного ответа на эти вопросы в течение сорока восьми часов Совет Народных Комиссаров будет считать Раду в состоянии открытой войны против Советской власти в России и на Украине.

Совет Народных Комиссаров».

Текст Манифеста к украинскому народу с ультимативными требованиями к Центральной раде свидетельствует о том, что СНК стремился избежать военного конфликта с УНР. Но Центральная Рада пошла на конфликт. Украинизаторы истории Украины обвиняют в начале конфликта и войны Россию (Российскую Республику). У политического украинства история началась не с Л. Кравчука, В.Ющенко или П. Порошенко, тем более не с В.Зеленского.

История показывает, что и начатая в феврале 2022 года специальная военная операция РФ на Украине была вынужденной и объективно обусловленной.