ФОТО: NERTHUZ / SHUTTERSTOCK.COM, CREATIV STUDIO HEINEMANN / GLOBALLOOKPRESS

Иран и Аргентина подали заявку на вступление в БРИКС. Расширение организации свидетельствует о том, что в мире формируется новый полюс силы, представленный неевроатлантистскими государствами, который может похоронить Бреттон-Вудскую систему. Тем не менее формат пока всё ещё чисто экономический. Россия должна поспособствовать перерастанию БРИКС в полноценный политический союз и стать посредником в урегулировании противоречий между участниками.

На рубеже 1980–1990-х годов, когда рушилась социалистическая система и биполярный мир, казалось, на долгое время превращался в однополярный, Соединённые Штаты Америки праздновали победу. Четыре десятилетия противостояния с Советским Союзом были вознаграждены безраздельным господством Вашингтона на планете. Вторжения в суверенные государства, подпитка и прямое кураторство всевозможных цветных революций против неугодных режимов, беспредельное санкционное давление на слабых – всё это проходило абсолютно безнаказанно, ведь никто не мог бросить вызов американскому глобальному доминированию. В России у власти находилась настоящая компрадорская элита, в Китае коммунисты взяли курс на тесное взаимодействие с США (эксперты даже заговорили о «Химерике» – экономическом гибриде Штатов и КНР).

Похоронная песнь по евроатлантическому «превосходству»

Однако процарствовал над миром Белый дом недолго. В Москве ушёл на покой вечно нетрезвый глава государства, уступив место молодому и энергичному, Китай кратно усилил свою экономическую мощь и товарооборот, прочие государства также явно устали от постоянного диктата Дяди Сэма. В 2006 году Бразилия, Россия, Индия и Китай сформировали мощное интеграционное объединение – БРИК, к которому позднее присоединилась Южно-Африканская Республика, добавив в аббревиатуру букву С. На сегодняшний день пять стран представляют 42% населения земного шара и четверть мирового внутреннего валового продукта. Россия, КНР и Индия располагают мощными вооружёнными силами, Бразилия и ЮАР – богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением, а также немаленьким населением.

Разговоры о расширении БРИКС ходили давно, однако до практической реализации дело не доходило. И вот теперь, после проведения 14-го саммита, стало известно о том, что заявку на членство подали два весомых региональных государства – Аргентина и Исламская Республика Иран. Обе страны обладают очень внушительным потенциалом: совокупно это дополнительные 130 миллионов человек и 574,7 миллиарда долларов внутреннего валового продукта. Новые рынки для отечественных производителей, новые возможности для обхода незаконных санкций евроатлантистов, новое подтверждение иллюзорности нашей «изоляции».

Нельзя сказать, что коллективный Запад проигнорировал это поистине эпохальное событие. Так, одно из ведущих немецких средств массовой информации, журнал Die Welt, вышел с алармистской статьёй, в которой говорится об усилении Москвой и Пекином блока антизападных государств.

В Германии многие считают, что большинство стран поддерживают Украину, но все они далеки от истины… В то время как ориентированная на Запад G7 представляет население в 771 миллион человек, более трёх миллиардов проживает в семи странах, противостоящих США и Европе. Россия стала основным поставщиком удобрений для Бразилии, которая, в свою очередь, является вторым экспортёром мяса в мире. На русских дорогах растёт число китайских автомобилей, а индийские сети супермаркетов откроют в этой стране свои филиалы,

– негодует колумнист Стефан Ост, особо подчёркивая неприятие странами БРИКС идеи западного превосходства и либеральных ценностей.

Впрочем, европейские журналисты, скорее, выдают нежелаемое за действительное. У страха глаза велики. Пока что можно констатировать, что БРИКС ещё не вышел за рамки экономического интеграционного объединения. Россия должна сыграть важную роль в постепенной трансформации структуры от финансово-экономического альянса к политическому союзу.

Я думаю, что страны БРИКС, которые составляют почти половину населения мира и значительную часть мирового ВВП, будут одним из костяков нового формирующегося миропорядка. Мы знаем, что в каждой стране есть свои нюансы, связанные с проблемами, стоящими перед нами, но теперь мы едины в защите международного права, едины в усилиях по преодолению произвольных, незаконных, односторонних санкций, которые стали единственным инструментом внешней политики в США и других странах,

– заявил на днях в интервью RT заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.

Что с того?

Роль Кремля особенно возрастает в связи с тем, что мы не являемся прямыми интересантами в многочисленных конфликтах между странами-участницами. Основные противоречия, конечно, наблюдаются во взаимоотношениях Китая и Индии. Сотрудничество отравляет многолетний территориальный спор в районах Аксайчин и Аруначал-Прадеш. Он начался ещё в далёкие времена, когда две страны едва освободились от колониальной и полуколониальной зависимости, и нередко перерастал в открытые боевые действия между армиями. Россия вполне может стать медиатором и сыграть важнейшую роль в разрешении противоречия (тем более у нас самих был длительный пограничный диспут с КНР на Дальнем Востоке, к счастью, успешно завершённый в 2005 году).

В данном формате БРИКС способен радикальным образом изменить экономическое устройство мира (в частности, финансовое, если будет одобрена революционная инициатива президента Владимира Путина по созданию международной резервной валюты на основе корзин стран-участниц), но не в состоянии переформатировать политическое поле. В случае перерастания структуры в полноценный политический союз доминирование США и НАТО, а также всех побочных организация вроде AUKUS, автоматически сойдёт на нет.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ