САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНДРЕЙ БЕЛОУСОВ НА XXV ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ. ФОТО: СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ/ФОТОХОСТ-АГЕНТСТВО ТАСС / PHO

Курс 55-56 рублей за доллар невыгоден внутреннему производителю. Россия нуждается в откатывании курса до 70-80 и его стабилизации. Об этом заявил на встрече с журналистами в рамках Петербургского международного экономического форума первый председатель правительства Андрей Белоусов. По словам первого вице-премьера, необходимо в принципе менять подходы к денежно-кредитной политике, поскольку взятый в 2014 году курс исчерпал свои возможности в условиях всё более жёстких санкций. Лучшим ответом на рестрикции является поднятие собственного производства и форсирование импортозамещения.

В конце мая американский телеканал CBS назвал рубль самой эффективной валютой в мире в 2022 году. По словам журналистов из-за океана, это потрясающий поворот, учитывая, что против России введены самые жёсткие санкции со стороны Соединённых Штатов Америки и Европейского союза. Если в начале марта курс доходил едва ли не до 140 рублей за доллар, сейчас за 1 «грин бакс» дают 56 рублей, как в 2018-м. Некоторые интернет-пользователи находятся в предвкушении «благословенных» времён, когда в бегущей строке новостных каналов мы видели цифру 27 рублей за доллар. Однако не всё так просто. Чрезмерное переукрепление национальной валюты – не панацея от экономических проблем и несёт в себе целый ряд рисков.

Прежние рецепты Набиуллиной не работают

На Петербургском международном экономическом форуме первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов пообщался с журналистами и вновь поднял тему валютных курсов. По словам первого вице-премьера, оптимальным был бы курс 70-80 рублей за доллар. При этом он сказал о наличии дискуссии в экономическом блоке по дальнейшей денежно-кредитной политике.

И связана она с осознанием простого противоречия. У нас действительно сейчас образовалось активное сальдо по текущим операциям. И если раньше это сальдо по текущим операциям уравновешивалось оттоком капитала, то сегодня отток капитала ограничен. Это хорошо или плохо? С точки зрения текущей политики плавающего рубля – это плохо, потому что рубль переукрепляется, а с точки зрения баланса сбережений и инвестиций – это хорошо. Отсюда дебаты. У нас образуется в стране инвестиционный ресурс, нам надо сейчас его грамотно использовать. Собственно, над чем работает сейчас правительство под руководством председателя по прямому указанию президента,

– отметил Андрей Рэмович.

Прежняя политика плавающего курса, которая реализовывалась Эльвирой Набиуллиной начиная с 2014 года, как минимум спорная. Впрочем, сейчас реализовывать такую стратегию стало невозможно: западные «партнёры», в надёжность которых так верили системные либералы, попросту украли у нас 300 миллиардов долларов золотовалютных резервов. Инструменты поддержки курса в рамках прежней монетарной политики оказались исчерпанными. С этим во многом связан отказ от бюджетного правила (хотя сислибы отчаянно пытаются его вернуть, о чём свидетельствуют последние высказывания главы Счётной палаты Алексея Кудрина). Поэтому таргетировать в нынешних условиях нужно не инфляцию, как это делает Центробанк, а экономический рост. России нужно форсированное развитие, чтобы дать адекватный ответ на геополитические вызовы. Сделать это при мизерном, улиточном росте ВВП нереально.

Что касается приоритетов – сегодня значение самого фактора экономического роста резко выросло, поскольку национальные цели, которые поставил президент, являются выражением интересов и ожиданий общества, людей. Решение вопросов бедности, демографии, качественного здравоохранения, качественного образования, дорог, экологии, жилья, роста доходов граждан – достижение этих целей без экономического роста невозможно, это очевидно. Для их реализации нужен экономический ресурс, который даёт только рост. Поэтому рост в этом смысле является императивом. Вопрос в том, когда при ограничениях, которые есть сегодня, мы сможем перейти к экономическому росту и в каких масштабах,

– заявил Белоусов.

Другими словами, Центральный банк должен выступать единым фронтом с кабмином в деле подстёгивания роста внутреннего валового продукта, а не проводить «суверенный» курс, оторванный от национальной стратегии, заданной главой государства. Нельзя обойтись без масштабных инвестиционных программ для создания социально значимой инфраструктуры, а здесь нужны деньги. Соответственно, нельзя отнекиваться от ограниченной эмиссии, о которой Первый русский телеканал Царьград говорил на протяжении последних лет.

Что с того?

И в вопросе курса Андрей Рэмович, безусловно, прав. В дальнейшем укреплении рубля нет никакого резона. Нынешний курс 56 за доллар разорителен для внутреннего производителя. Издержки на производство в нашей стране не меньше, чем в Китае, несмотря на сравнительно дешёвые энергоносители. В КНР – огромная экономия себестоимости на масштабе производства. У нас же положение обстоит ровным счётом наоборот. Чтобы производить товары внутри страны, нужны очень крупные инвестиционные вложения. Добиться их, не будучи уверенными в защищённости собственного рынка от более дешёвой импортной продукции, крайне сложно. Поэтому курс нужно сделать выгодным для реального сектора русской экономики, то есть привести к значениям, обозначенным первым вице-премьером.

И, наконец, следует осознать одну вещь: важна не цифирь, важна стабильность курса. Рубль по 80 вполне может быть сильнее и устойчивее, чем рубль по 30, как в былую эпоху, поскольку гарантирован успехами собственного производства и импортозамещения. Подумайте сами, какой толк был от рубля по 30, если его можно было без труда расшатать западным биржевым спекулянтам? Национальная валюта в 2000-2010-е годы являлась спекулятивной – потому-то мы и наблюдали такие резкие её колебания. А экономика нуждается в валюте, которая удовлетворяла бы потребности и государства, и граждан, и предприятий.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ