Покидая Мариуполь, нацисты «Азова» вместе с городской инфраструктурой уничтожали и мариупольскую историю.

Огневые точки украинские боевики оборудовали не только в жилых домах, прикрываясь мариупольцами. Они были и на крыше Драматического театра и в краеведческом музее.

Оба эти здания сильно пострадали во время боёв, а в музее сгорела большая часть экспонатов. Но ещё до пожара, уничтожившего здание, нацисты просто обворовали музей, украв все экспонаты из золота и серебра.

Здание краеведческого музея
Здание краеведческого музея

Директор музея Наталья Капустникова вспоминает, как в музей ввалились «азовцы» с автоматами и приказали всем уйти, угрожая разбить витрины. Через дорогу от музея находится гостиница «Спартак», где была ещё одна огневая точка украинских боевиков, поэтому бои за этот район были длительными. Только 16 апреля удалось выбить нацистов из здания музея, однако, отступая, они ударили по нему зажигательными снарядами.

79 лет назад, в сентябре 1943-го, немецкие нацисты также пытались сжечь город при отступлении, однако музей они не тронули. Украинских нацистов сегодня ничего не останавливает.

Вокруг музея шли ожесточённые бои
Вокруг музея шли ожесточённые бои

После того, как на улицах города стало относительно безопасно, сотрудники музея пришли на пепелище в надежде спасти хоть что-то из экспонатов. Увы, уцелели единицы.

Сегодня уже понятно – утрачено около 95 процентов культурных ценностей. Но самые ценные (вернее – бесценные) удалось спасти. Среди них – оригиналы работ Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи.

Например, эскиз Куинджи «Красный закат». Его оценочная стоимость составляет почти $700 тысяч. Сама картина находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а ещё один подобный эскиз этой картины – в Русском музее Санкт-Петербурга.

Спасла эскиз и другие бесценные экспонаты директор музея, спрятав их у себя дома. К счастью, нацисты об этом не знали, похоже, кроме золота и серебра, их мало что интересовало.

Есть среди того, что удалось сохранить, и портрет самого Архипа Куинджи. Примечателен этот портрет тем, что он один из последних, написанных при жизни великого художника – в 1910 году.

Сегодня все спасённые музейные экспонаты отправлены в Донецк, где проводится их опись, а затем будет организована реставрация. Потом они будут выставлены в донецком краеведческом музее.

Мариупольцам не стоит переживать – все спасённые экспонаты обязательно вернутся в родной город, как только будет отстроено здание музея. А оно обязательно будет отстроено.

Фото Гелы ДОЛГОВОЙ, Мариуполь

Ольга ДОЛГОВА