ФОТО: VIPER-ZERO/SHUTTERSTOCK.COM

Один из главных поджигателей новой войны в Тихом океане, «непотопляемый авианосец США» Япония, высказалась по поводу участия своих компаний в нефтегазовых проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Как заявляют в Токио, Страна восходящего солнца намерена продолжить их реализацию, поскольку они крайне важны для энергетической безопасности Японских островов. Возникает вопрос: почему Россия должна за счёт собственных природных богатств обеспечивать безопасность враждебной страны, к тому же претендующей на русские территории? Напротив, нужно ввести контрсанкции и выгнать японский капитал с Дальнего Востока.

На прошлой неделе исполнилось 75 лет Конституции Японии. Страна, проигравшая Вторую мировую войну, в 1947 году приняла новый «пацифистский» Основной закон, в котором объявила об отказе от вооружённых сил, от ведения боевых действий где бы то ни было. Казалось, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, ковровые бомбёжки Токио, катастрофический разгром Квантунской армии и гибель японского флота в Тихом океане должны были навсегда приучить самураев к миру и дружелюбному отношению к соседям. Но нет. По прошествии времени японские верховоды посчитали, что раз в качестве их крыши выступают Соединённые Штаты Америки, то всё позволено.

Япония выбирает путь агрессии и должна получить «ответку»

На сегодняшний день Японские острова являются очагом новой потенциальной агрессии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, причём угроза исходит сразу для двух великих держав – Китая и России. Страна восходящего солнца усиленно милитаризируется. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира за 2021 год, по военным расходам Япония заняла девятое место в мире, обогнав такие государства, как Израиль, Иран, Турция, Пакистан, Австралия, Канада, Италия. За 2012–2021 гг. траты на армию возросли на 18%, в то время как у России – на 11%, у Великобритании – на 3,7%, а у США вообще упали на 6,1%. Ещё в 2015 году верхняя палата японского парламента разрешила использовать «силы самообороны» за пределами своей страны. Фактически наиболее отъявленным сторонникам противостояния с Пекином и Москвой был дан огромный простор для действий.

С началом специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины обострилась риторика Токио по Курилам. 22 апреля Министерство иностранных дел Японии выпустило «Синюю книгу дипломатии», где впервые с 2003 года назвала южные Курильские острова «незаконно оккупированными» территориями, а это прямое посягательство на территориальную целостность нашей страны. Естественно, присоединились господа самураи и к санкциям против России: замороженными оказались русские золотовалютные резервы на сумму 33 миллиарда долларов.

В ответ раздались предложения о контрсанкциях в отношении японских физических и юридических лиц. В частности, о необходимости дать по рукам японцам заявил председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Он обратил внимание на то, что бизнес с островов вполне комфортно чувствует себя в России и продолжает лопатами загребать деньги с проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

С одной стороны, хают нашу страну, с другой – сидят там тихо и получают до сегодняшнего дня большие дивиденды,

– резонно отметил спикер нижней палаты русского парламента.

Выгодность этих инфраструктурных проектов подтвердил и сам японский официоз: правительство Японии заявило, что не станет блокировать сотрудничество по этому направлению, поскольку оно имеет большое значение в деле обеспечения энергетической безопасности страны. Напомним, эти проекты реализуются в рамках крайне выгодных для иностранных концессионеров соглашений о разделе продукции. В «Сахалине-1» японский консорциум SODECO имеет 30%-ю долю, в «Сахалине-2» компании Mitsui и Mitsubishi совокупно – 22,5% (при этом 60% добытого сжиженного природного газа идут прямиком на Японские острова). Совершенно непонятно, почему доли фирм из недружественной страны не должны быть переданы в руки отечественных государственных компаний. Гулять так гулять, как говорится. Не мы начали эту санкционную игру с беспредельными конфискациями и изъятиями.

Что с того?

Между тем легко сказать, непросто реализовать. У иностранного бизнеса есть весомые лоббисты внутри страны, и одним из главных является председатель Счётной палаты Алексей Кудрин, выступивший оппонентом господина Володина во время думского обсуждения. По словам высокопоставленного системного либерала, не стоит отождествлять бизнес с государством и разрывать экономические отношения из-за ограничений в отношении России. Очень жаль, что логикой Кудрина не руководствуются на Западе, ведь решение о начале специальной военной операции принимали явно не крупные русские предприниматели. Однако ударили именно по ним, поскольку связь между компаниями и властью очевидна.

На вопрос «Что делать?» ответ напрашивается сам собой. Во-первых, полностью очистить все проекты русской экономики от присутствия американского, европейского, японского, канадского, австралийского капитала – короче говоря, от представителей всех недружественных государств. Можно сделать это поэтапно, заменяя, где возможно, иностранцев отечественными государственными компаниями, а где невозможно – фирмами из дружественных или нейтральных государств, как то: Китая, Индии, Турции, Бразилии, ЮАР и прочих. Во-вторых, давно назрела кадровая чистка от системных либералов в экономическом блоке. При всём уважении Алексей Леонидович Кудрин на посту главы Счётной палаты – это какой-то анахронизм из нефтегазовых «кайфовых» 2000-х. Другие времена – другие вызовы.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ