ФОТО: FELIX LIPOV/SHUTTERSTOCK.COM

Оглашённые на днях итоги выборов в Российскую академию наук и сам ход этих выборов вызвали много вопросов. Либерально настроенные члены РАН при покровительстве её руководства устроили закулисные игры, чтобы не допустить в академики и членкоры патриотически настроенных учёных. Напротив, были предприняты все усилия, чтобы были избраны подписанты письма против «войны с Украиной», представители идеологической пятой колонны в гуманитарных науках. В реалиях откровенного противостояния с Западом ситуация академической фронды государству перестаёт быть терпимой.

Эпилогом прошедших в Российской академии наук выборов стало заявление её президента Александра Сергеева. Руководитель РАН потребовал от её членов прекратить попытки фрондировать власти в СМИ, бравируя при этом своим статусом членов академии:

Я очень прошу всех членов Российской академии наук воздержаться от оскорбления власти.

Добавив, что он сам «не против выражения гражданской позиции», но не нужно, мол, приплетать к этому академию. Высказывание более чем актуальное и, так сказать, «сбалансированное». Правда, сильно запоздалое. Очень сильно.

Наука ржавеет с «Золотых мозгов»

Когда стоишь у входа в «Золотые мозги», как давно прозвали небоскрёбы Российской академии наук на московском Ленинском проспекте, часто возникает когнитивный диссонанс. С одной стороны, обилие припаркованных «Гелендвагенов» и других авто представительского класса, солидные господа с дорогими кожаными портфелями и в модельных пиджаках, вальяжно шествующие внутрь как хозяева. А с другой, на этом же пятачке – стоящие в очереди за пропуском пожилые люди «учёного вида». В скромной одежде и с видавшими виды наплечными сумками.

Это – точный срез нашей сегодняшней науки последних двух десятилетий: вверху «небожители» академики и окружающая их бизнес-чиновная элита (до смешения признаков), а внизу – рядовые учёные из глубинки, продолжающие на нищенских окладах пытаться творить отечественную науку. Большинству из последних давно уже неинтересно, кого выберут на очередных выборах в «клуб небожителей». Они знают – их-то точно никуда не выберут, если они, конечно, не входят в «правильные сообщества», не тусуются в «нужных» местах и не знакомы со «знаковыми» академическими деятелями.

Для справки: в 1989 году в СССР было 323 академика и 586 членов-корреспондентов: по одному такому учёному мужу на каждые 316 тысяч человек. Сегодня в РАН уже около тысячи академиков и более 1200 членкоров – по одному на 70 тысяч граждан России.

ПРЕЗИДЕНТ РАН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА»

Скверный анекдот

В этой мутной водичке, как ни странно, академическая реформа, начатая в 2013-м, в результате которой в одну академию слили три, отняв при этом управление академическими институтами, ничего по большому счёту не изменила. Став «экспертным клубом», РАН не утратила престижности с точки зрения некоего особого статуса её действительных членов. Состоящего давно не в научных достижениях и прорывах, а в возможности влияния – подчас незаметного для общества – на некоторые его «пружинки» и колёсики», раскручивающие или, наоборот, тормозящие общественно-политические процессы. Как некая важная часть «глубинного государства» в отечественном исполнении.

В советское время президенты РАН и многие академики входили в состав ЦК КПСС, имели официальное и весьма существенное влияние на политику и экономику страны. Сегодня РАН, почти как Церковь, «отделена от государства» (на что руководство академии все последние годы активно жалуется), однако продолжает «тонко» влиять в разных сферах, и влияние это отнюдь не всегда благотворно.

Зависит же оно, разумеется, от тех, кто закулисно рулит «флюидами», которые умело разносятся вниз по всему немалому научному сообществу через сеть правильно расставленных «своих» людей. Если бы это ограничивалось различными материальными и «назначенскими» гешефтами – было бы полбеды: кумовство – вещь в России неистребимая. Но оно простирается на идеологию с политикой, что в нынешней ситуации тотальной войны с Западом становится опасно. «Первый русский» уже указывал на факт подписания «антивоенного письма» большим количеством отечественных учёных (около 8 тысяч) – в том числе академиками, членкорами, профессорами РАН.

На нынешних выборах некоторые из них повысили свой академический статус. Например, академиками стали пятеро: Леонид Аранович, Алексей Гиппиус, Фазоил Атауллаханов, Николай Розанов, Михаил Андреев. А членкорами – аж десятеро. При немалой конкуренции в многоуровневой системе выборов в академию такие вещи не происходят «просто так» – то есть по объективным научным заслугам.

Вот, например, по отделению литературоведения уже которые выборы «прокатывают» учёного мирового уровня Александра Ужанкова – доктора филологических наук, профессора, академика Академии российской словесности – исследователя древнерусской литературы. Он несколько лет назад сделал потрясающее открытие, установив путём многолетних исследований место, время и автора, создавшего наше первое литературное произведение – «Слово полку Игореве». Сенсация, признанная зарубежными коллегами, нисколько не впечатляет тех, кто годами занимается негласным распределением квот по отделениям РАН. Приоритет там отдаётся «учёным» определённых взглядов из определённых научных «кустов» и с определённой рекомендацией. Пусть даже у них нет ни одной собственной монографии, ни одной теоретической системной идеи! Главное, что они входят в нужную «систему».

Как из учёных делают диссидентов

А что это за система? Один сотрудник академического гуманитарного института с изумлением рассказал (конечно, инкогнито), что у них сверху запускали письмо с протестом против СВО, под сурдинку объясняя, что поставленная подпись облегчит и ускорит дальнейшее «научное» продвижение. Примерно как раньше «вступить в партию». И некоторые вполне аполитичные люди подписывали – вот до чего уже дело дошло!

Неудивительно, что, по подсчётам ТГ-канала «Незагырь», сделанным по открытым источникам, специальную операцию на Украине из числа нынешних кандидатов в академики РАН поддержали только пять учёных (1,6%), а из членов-корреспондентов – 0,007%. В то же время против публично высказались соответственно 22% и 17%.

Важно уточнить: речь отнюдь не обо всех наших учёных и академиках: подавляющее большинство из них патриоты и государственники. Речь о нынешних кандидатах, отобранных в ходе формально прозрачных, а на самом деле изощрённо теневых этапов – от определения квот по отделениям, подачи заявок и голосования по секциям.

Любой честный учёный подтвердит, что отбор кандидатур часто определяется «договорняками», а исход конечного голосования в академии зависит от негласных «рекомендаций» людей из президиума РАН. Таким главным «рекомендателем» и закулисным «дирижёром» нынешних и предыдущих выборов (2019 года) является вице-президент РАН Алексей Хохлов, имеющий двойное гражданство (ФРГ) и все признаки «иностранного агента». А президент академии его неизменно поддерживает.

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РАН АЛЕКСЕЙ ХОХЛОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА»

На прошлых выборах разразился форменный скандал, когда созданная при активном участии Хохлова и с поддержкой Сергеева «Комиссия по противодействию фальсификации научных исследований», ядро которой составили активисты «Диссернета», тесно пересекающиеся с тогдашним «Штабом Навального»*, оказывали прямое воздействие на выборы в РАН, даже не будучи её членами.

На этих выборах решили действовать тоньше, однако закулисная активность выплыла наружу. Например, в безобразной атаке, которую либеральная клака устроила на заместителя президента РАН Владимира Иванова, баллотировавшегося в академики, и ещё двух кандидатов из отделения сельскохозяйственных наук, поскольку они не из того «клана». При этом президент РАН и другие его замы предпочли отмолчаться. Неудивительно, что руководство академии до сих пор никак не выразило свою позицию по отношению к бескомпромиссной схватке с нацизмом на Украине и противостоянию с коллективным Западом.

Александр Сергеев в своей почти 4-часовой речи (которую кто-то из остряков прозвал «колыбельной для академиков») призвал, например, несмотря на санкции, «ни в коем случае» не разрывать связи с иностранным научным сообществом. Гордясь тем, что РАН осталась чуть ли не единственным местом в России, где царит свобода мнений и позиций, он, однако, запретил  вице-президенту РАН Ирине Донник, сформировавшей акцию по поддержке животных в районах боевых действий в ЛДНР, проводить её от академии. Поскольку, мол, на это должно быть общее согласие всех членов РАН. Наверное, общее согласие должно было быть и на развитие науки в Крыму, от чего нынешний президент академии все эти годы как-то… уклонялся. Что уж теперь задним числом остерегать коллег от фронды!

В Америке интересуются

Казалось бы, какое уж такое значение имеет для страны: либералом больше или меньше будет сидеть в Академии наук? Кому это вообще интересно? Ой, не скажите!

The New York Times посвятила нынешним выборам в РАН отдельную статью, в которой сообщила о «группе учёных – государственных изменников», которые распространяли списки, пытаясь «не допустить избрания в РАН своих российских коллег по политическим мотивам, в частности за поддержку проводимой Россией спецоперации на Украине»:

Трое учёных-исследователей, имена которых не были названы, потому что они рискуют потерей работы, тюремным заключением и своей безопасностью, публично выступая против войны, заявили в интервью, что они помогли составить список тех, кто поддерживал войну, чтобы предотвратить их избрание в академию.

Да, сегодня у этих ребят уже не всё так гладко получается. Вот, скажем, провалилась попытка по договорённости руководителя Отделения общественных наук Андрея Смирнова и вице-президента Хохлова избрать в членкоры прямых «пятоколонников» из Института философии РАН Рубена Апресяна, Андрея Прокофьева, Дмитрия Иванова, о которых, как и о идеологически-диверсионной деятельности внутри института, Царьград уже не раз писал.

Поскольку эти фигуры слишком засветились в прессе, став токсичными, их «отставили» на предварительном голосовании, в результате чего всплыли две случайные полуанекдотичные фигуры. Лора Рыскельдиева из Крыма, воспроизводящая идеи, а также выпускница Астраханского пединститута Надежда Касавина, всего два месяца назад, к изумлению коллег, получившая звание профессора РАН без малейших научных достижений. Если не считать организацию фотовыставки «Экзистенция» (в сотрудничестве с правительством Москвы) с глумлением над христианством и «Бессмертным полком».

Безусловно, кроме таких персонажей, среди новых 91 академика и 211 новых членкоров, большинство – вполне научно и научно-практически заслуженных учёных, патриотично настроенных, работающих на совесть. Особенно в точных, медицинских и сельскохозяйственных науках. Но, как говорится, «малая закваска всё тесто квасит». Была бы грамотная технология продвижения. А она очень даже есть. Прозападные либералы в очередной раз пополнили состав РАН и, по выражению Хохлова, «составят силу Академии наук».

Кто академией рулит?

«Наша сила – в плавках» – помнится, звучал один из заголовков советских газет. В данном случае очень хотелось бы разобраться, какую силу обрела академия и страна от деятельности «Комиссии по популяризации», проекта «Базовые школы академии», огромного издательского, выставочного комплексов РАН, которые курирует Алексей Рэмович Хохлов? Конкретно – в цифрах, в объектах.

Похоже, что всё это так же, как, например, с сайтом РАН, на создание которого было выделено два с половиной года назад 8 млн рублей. Его упорно «создавали» всё это время, вплоть до начала нынешнего Общего собрания РАН, а в итоге он постоянно отключается – с ним невозможно работать. На «Базовые школы» потрачено 18 млн, а основная «работа» со школьниками шла в течение двух лет «ковидного» дистанта: результаты неведомы. Выставка «300 лет РАН», работающая в холле первого этажа здания академии, на которую пошло уже 50 млн, представляет набор стендов и картонных коробок, внутри которых стоят мониторы, транслирующие видеозаписи.

ГОЛОСОВАНИЕ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ РАН. СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / YOUTUBE.COM

Это и есть «популяризация» по Хохлову? Скорее – прикрытие той «невидимой», но действенной оргработы по созданию сети либеральных ячеек в институтах, формированию «ядер» и «узлов», которые давно проводит сей мощный муж. Все в Академии давно знают: хотите что-то «провернуть», кого-то куда-то «продвинуть»? Заручитесь поддержкой Хохлова. Формально и «главный академик» – Александр Сергеев – тогда всё одобрит.

Поэтому трудно, увы, без ироничного скепсиса воспринимать прекрасные слова Александра Михайловича, сказанные ныне на Общем собрании РАН. О том, что «стране предстоит обрести подлинную импортонезависимость», для чего науке нужно найти «новые формы взаимодействия с реальным сектором», «модернизировать работу научных учреждений», «перенести на гражданку опыт нашей оборонки» и т. д. Всё это и вправду надо делать, но сначала определиться с «делателями».

Основатель и руководитель научной школы «Военно-историческая антропология и психология» доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Сенявская, например, считает (как и очень многие её коллеги из разных дисциплин), что сам принцип работы «Большой Академии» давно пора перестроить кардинально. Отменив для начала пожизненные академические стипендии, убрав нынешнее кумовство и кулуарность выборов, введя прозрачные критерии соответствия звания академиков и членов-корреспондентов реальным научным заслугам. А то «бессмертных» фрондёров развелось многовато, а толку для страны всё меньше.

Что с того?

Академия наук – институт особый. Со времён Ломоносова и Шувалова она служила мозговым штабом России. Не утеряла преемственности при советской власти, более того – обрела новый размах и вес. Ныне же, паразитируя на прошлой славе, РАН превратилась в непонятное образование «сбоку» от государства. Желающее быть по-прежнему самоуправляемым и независимым, но при этом фрондирующем ему! Более того – стала, к стыду России, мафиозно-корпоративной, либеральной лавочкой, одним из оплотов пятой колонны.

Жалуетесь, что отняли институты, государственный статус? Простите, господа академики, а пока они у вас были, что конкретно вы сделали за последние двадцать лет, когда после ельцинской «голодовки» вас залили госбюджетными деньгами? И не надо прикрываться принципами «фундаментальной науки», которая не даёт сразу зримых результатов. «Корпоративные» элитные домики вы всё это время результативно строили, представительство на Лазурном берегу в Ницце открывали, «гелендвагены» прикупали.

Даже если взять гуманитарные дисциплины: где новая (после устаревшей лихачёвской) концепция древнерусской литературы, по которой можно писать вузовские, а следом – школьные учебники? Где то же самое по истории? Где развитие философии, которое дало бы научный фундамент идеологии суверенной России? Вопросы в пустоту. По крайней мере при нынешнем руководстве РАН.

Очень хотелось бы быть правильно понятыми: Академия наук России нужна, об этом и спора быть не может! Академия государственная, работающая на страну и народ, двигающая русскую науку и технику. Только вот, как в известном анекдоте, – сперва всю систему требуется поменять. А то старая уже не только течёт, но и, извините, подванивает.

__________________________________________________________________

* «Штабы Навального» – экстремистская организация, деятельность которой в России запрещена.

АНДРЕЙ САМОХИН