27 мая раскол, ранее зревший в православии, получил официальное оформление. Украинская православная церковь (ранее следовала приписка – Московского патриархата, УПЦ МП сокращенно) объявила о своей полной независимости от Русской православной церкви. Такое решение принял Собор.

«Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской православной церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской православной церкви. Собор осуждает войну как нарушение Божьей заповеди «Не убей!» и выражает соболезнования всем, кто пострадал в войне. Собор обращается к власти и власти Российской Федерации с просьбой продолжать переговорный процесс и поиск сильного и умного слова, которое бы смогло остановить кровопролитие»,— говорится в решение Собора УПЦ о полной независимости. УПЦ также выразила несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно специальной военной операции на Украине. Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении УПЦ, которые свидетельствуют о полной самостоятельности и независимости УПЦ.

«Принятому решению предшествовала долгая и кропотливая работа СБУ и Офиса Президента с местными епархиями и делегатами, с митрополитом Онуфрием и Павлом, наместником Лавры. Они, кстати, тоже проголосовали за автокефалию. Да, это было ожидаемо, да, поступали сигналы о том, что такое решение готовится. Но то, что произошло, это большая беда для всех православных всего мира. Если по населению Россия более чем в три раза превышает Украину, то несмотря на это, количество зарегистрированных религиозных общин и организаций в Украине заметно больше, чем в России. Тысячелетняя история православия ещё не сталкивалась с такими вызовами. Единственное, что позволяет бороться с унынием, что является большим грехом, это то, что при изменившейся военной и политической ситуации, как проголосовали за автокефалию, так и переголосуют обратно. Ещё один аргумент против мирных соглашений в пользу войны до победы», — написал в своем телеграм-канале политик Олег Царев.

«Захват украинской православной церкви спецслужбами США, Британии и Украины полностью завершен. Эти спецслужбы заставили под страхом репрессий клир УПЦ принять решение о разрыве отношений с Московским патриархом и Русской православной церковью, в которых они находились много веков. Это решение УПЦ — предательство православия и христианства вообще. Характерно, что решение УПЦ о разрыве с Московским Патриархом и РПЦ заявлено одновременно с призывом к объединению с ПЦУ. ПЦУ это откровенно антиправославный антирусский проект, полностью управляемый спецслужбами США и Британии и СБУ. Это политическая секта, руководимая не просто врагами православия, но и видимо, вообще не верующими, не христианами. Константинопольский патриарх полностью контролируется врагами православия. Сейчас право Московского патриарха заявить о захвате власти над УПЦ сатанинскими силами. Спецслужбы США и Британии и СБУ совершенно очевидно пытаются разрушить православную церковь и разрушить единство русского и украинского народов в лоне православной церкви. Для всех православных верующих на Украине сейчас осталась только Русская Православная Церковь», — считает политолог Сергей Марков.

«Решение УПЦ, поддержанное одним из самых авторитетных клириков митрополитом Онуфрием — самый серьезный удар по РПЦ. Это самый серьезный кризис русского православия после 1917 года с весьма негативными сценариями», — пишет канал Brief.

Предполагается, что Константинопольский патриархат в ближайшее время поддержит решение УПЦ о ее независимости от РПЦ, и призовет начать объединение с ПЦУ при содействии константинопольского патриарха. Напомним, ПЦУ – это новоявленная украинская церковь, получившая томос из рук патриарха Варфоломея. Возглавляет организацию Епифаний.

Тем временем в РПЦ крайне осторожно реагируют на действия украинских коллег. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сообщил буквально следующее: «Поскольку в адрес Русской Православной Церкви не поступало обращений от Украинской Православной Церкви, мы не можем реагировать на информацию, получаемую нами из прессы и из интернета. Мы молимся о сохранении единства Русской Православной Церкви. Молимся о скорейшем наступлении мира и о прекращении кровопролития. Украинская Православная Церковь находится в очень тяжелом положении и испытывает давление с различных сторон: со стороны властей, раскольников, националистически настроенных представителей определенной части общественности, со стороны средств массовой информации. В ситуации, когда внешние силы пытаются разрушить единство Русской Православной Церкви, было бы с нашей стороны в высшей степени безответственно входить в детальное комментирование решений, принимаемых в самоуправляемой Украинской Православной Церкви».

Источник