Пожалуйста, понизьте градус. Если священники не поминают Патриарха, то строго-канонически говоря, ничего не случилось.
Екклезиология (учение о Церкви) говорит и учит, что священник, живущий в условном Миргороде, для пребывания в союзе с церковной полнотой, должен поминать епископа Полтавского. И все.
А тот самый Полтавский епископ, для единства с церковной полнотой, должен возносить имя первенствующего иерарха в своей стране, т.е. сегодня это Онуфрий. И все.
А Онуфрий должен поминать либо только Московского Патриарха, либо всех Патриархов, непременно включая Московского (в зависимости от статуса Церкви на Украине). И снова все.
Это вполне канонично и, что еще более важно, благодатно. Поминать по всей вселенной Папу Римского только католики умудрились. Ну, и Варфоломей мечтает в тех же лаврах перед зеркалом постоять.
Что же касается самостоятельности, то УПЦ, как бесконечно много говорилось ранее, давно абсолютно самостоятельна во всех делах управления. Учреждай епархии, назначай архиереев, издавай печатные органы, открывай семинарии… Вообще никто слова не скажет. И десять лет назад тоже никто слова не говорил.
Так что все эти решения, они, так сказать, аналог «капитана Очевидность», только в церковной одежде. Кроме мироварения. Вот ПЦУ никакого мира не варит (храни Бог и от этого ПЦУ и от их мира). Но многие законные кафедры тоже не варят миро, а получают его от разгордившегося Константинополя. Так что здесь будут еще вопросы, и не один.
*
Но главное: читайте историю Украины 17 века. Мы туда вернулись. В те тяжелые и странные годы Речь Посполитая хозяйничала на Правобережье. Униаты пили кровь православным братьям (извольте почувствовать как одно и то же повторяется на огромных временных отрезках). Левобережная Украина осваивалась Русскими царями (извольте прочесть предыдущий комментарий в скобках). Гетманы дрались и собачились, метаясь между Москвой и Польшей (ну, вы поняли, что читать). Свои интересы были у Турции и Швеции. Была самая настоящая Гражданская война, что и сегодня не требуется доказывать. И вообще все происходившее названо в укр. мове метким словом «руина», т.е. полная разруха. Не только в сортирах, как нам объяснил позже Булгаков, но главным образом — в головах.
При этом Церковь как-то жила, молилась, спасала и спасалась, с горем пополам, со слезами и кровью, с предателями, с хитрецами, с жуликами и карьеристами, но и с подвижниками и молитвенниками. Так точно будет и сейчас. Да так и есть сейчас. Почему «будет»?
*
Нам основательно не зватает знаний, исторических в том числе. А так же живой веры и доверия благому Промыслу. Все будет хорошо. Иоасаф Белгородский и Мелетий Харьковский не дадут соврать.

Пардон. Понятно, что надо кость бросить тому гестапо, что через дорогу. И на мученичество мы их толкать не имеем права, морального. Это личный выбор очень сильных людей, которых всегда мало. Так что надо петлять. По сути заниматься тем, чем украина всю жизнь занимается. Без дули в кармане украинцам никогда спокойно не жилось.
Из проблем — ситуация за рубежом. Они перебаламутят половину приходов РПЦ за границей6 если начнут создавать свои независимые приходы. И православные люди, живущие на Западе, вполне вкусят радости близкого соседства с незалежными. Что уже вкусили те, кто принял беженцев. Раздрай в Православии сильно умножится. По всему миру.
Стоит им шагнуть в сторону Стамбула, как бывший турецкий офицер по имени Варфоломей отберет у украинцев и деньги, и авторитет, и честь, и совесть. Никакого мироварения не будет. Равно как и никаких самостоятельных хиротоний и прочих дел управления. Все будет через Стамбул.
Этого украинцы явно не захотят. А ПЦУ перерукополагаться не будет. Оно им надо? Так что нужно поплеваться в сторону Москвы и сохранить ту широчайшуб автономию, которая есть по факту. На двух стульях придется снова поерзать. Извинение одно — угроза жизни и здоровью.
Надо бы отпустить по совести всех пастырей, которые не хотят жить в этом вечном тумане. А Патриархии хорошо бы принять их, восполнив дефицит духовенства по местам.

В любых жестких сценариях в отношении Церкви она делится на три почти равные части: коллаборанты, исповедники, эммигранты. Есть еще те, которым «до лампочки». Пересидим, мол. В Русской церкви после Октября 17-го были «живцы», т.е. обновленцы и предатели, некий отстойник и мусорная свалка Церкви. Были исповедники и мученики. И были те, кто потом стал Зарубежной Церковью, уехавшие то есть.
Во Франции после «свободы, равенства и братства» вкупе с гильотинами и «торжеством Разума» были беженцы типа де Местра, мученики типа Компьенских монахинь, и присягнувшие Республике требоисполнители.
Так всегда бывает.
По Онуфрию. Человек несомненно хороший. Но лучше не очаровываться, чтобы не разочаровываться. Владимир (Сабодан) тоже был очень хороший человек. Но любил Шевченко. А это, простите, симптом. Ибо не может верующий и умный человек любить того, кто лично виновен в идеологическом тупике украины. Шевченко идеолог, а не поэт (вирши так себе). И идеология его убийственна. Он по сути национал-социалист раньше всех, то есть «за земной рай для отдельной нации». И суть проблем у него убийственно проста — все плохие, а мы хорошие. Плохих уберем и классно будет. Украина так и живет, вернее так и погибает. И не мог умный и набожный Митрополит не видеть это. А раз не видел, то есть вопросы. И большие.
*
Профессиональным украинцам не угодишь. Спой им разок их гимн, чтобы у них на душе просветлело. Они следующим шагом попросят тебя каждый день гимн петь. Поставь где-то когда-то флаг желто-блакитный, и они вместо благодарности потребуют чтобы ты его в алтарь занес. Они недоговороспособны. И неадекватны.
Так что истинное Православие им всегда будет против шерсти и поперек горла. Подачками не оттделаешься. Поэтому только в одном варианте их устроит УПЦ и они успокоятся. Это тогда, когда УПЦ будет ручной, подхалимской и безблагодатной.
Вот тогда конец и критике, и гонениям. Только тогда.
Так что надо в тайне сердца молиться о победоносном и скорейшем завершении Россией Великой Отечественной специальной военной операции. Не дадут иначе ни жить, ни дышать православным.

https://t.me/o_andrey_tkachev