Олег Царёв

Американские власти расширяют санкции против России — теперь платежи по госдолгу нельзя проводить в долларах США. В нашей же стране заявили, что все рано будут рассчитываться по долгам — платить в рублях с конвертацией в исходную валюту через Национальный расчетный депозитарий.

Давайте посмотрим на то, что происходит. У нас арестовали золовалютные запасы, арестовали активы госкомпаний, арестовали активы наших олигархов. Арестовали, и сейчас в ряде стран готовят законопроекты о том, чтобы их конфисковать и передать Украине для возврата кредитов на покупку оружия и стабилизации экономики. А мы ищем разнообразные способы, чтобы рассчитаться по долгам. Запад сначала ограбил нас как мог, теперь препятствует нам в наших попытках рассчитаться по долгам. Мы же стоим на коленях и униженно просим их принять наши деньги.

Во-первых, всем понятно, что это политический дефолт, а не финансовый. Россия способна погашать любые свои обязательства в любой валюте, если не создавать ей искусственных проблем. Поэтому он никак не скажется на реальной финансовой репутации нашей страны. Следует также помнить, что подобные действия США, создающие технические помехи для исполнения обязательств, должны рассматриваться судом или как форс-мажор, или как виновное поведение кредитора.

Во-вторых, гораздо лучше и не платить вовсе. А неистраченные деньги использовать именно на те цели, которые очень не понравятся американцам.

Тем не менее наш Минфин и Центробанк готов рассчитываться по долгам каким угодно способом, лишь бы рассчитаться, лишь бы вытолкнуть деньги из страны. Действия нашего финансового блока на первый взгляд кажутся нелогичными и необъяснимыми.

Кроме этого, непонятно и необъяснимо, зачем ЦБ и Минфин вообще брали в долг за рубежом. С одной стороны, ЦБ изымает из экономики, остро нуждающейся в кредитах, деньги и зачем-то размещает их в зарубежных ценных бумагах и валюте за рубежом, получая при этом смешные проценты. С другой стороны, тут же берет в долг у зарубежных инвесторов за очень дорого. Разница в стоимости размещения наших средств и кредитования на порядок отличаются. Речь идёт о очень больших деньгах, которые каждый год таким образом выводились из страны.

В своё время Яресько размещала так деньги Януковича в украинском Нацбанке. Деньги выводились из страны и через зарубежные фонды размещались в Нацбанке. По такой же схеме впоследствие работал Порошенко с той же Яресько. Она поработала личным банкиром у многих. Такими кадрами дорожат. Не каждому довершишь свои деньги.

Вложения в акции дают высокую доходность, но сопровождаются рисками. Размещения на зарубежных депозитах или вложения в безрисковые ценные бумаги приносят сущие копейки. Покупка ценных бумаг развивающихся стран очень выгодна в случае, если ты будешь контролировать ЦБ, и поэтому будешь точно уверен, что тебе заплатят. Хорошо было бы и деньги вывести за границу и из-за того что за границей проценты низкие, продолжать размещать деньги под высокие проценты в своей стране.

Давайте представим, что какая-то группа лиц, обладающая солидными финансовыми излишками, решила разместить свой личный золотовалютный запас под выгодные проценты. Ради этого ЦБ начинает выпускать евробонды и привлекать деньги под гораздо больший процент, чем можно разместить безрисково средства на зарубежном рынке. И именно потому, что заёмщики свои, Минфин и ЦБ делает все возможное для того, чтобы рассчитаться по этим долгам.

Я не утверждаю, хотя это может быть и так, что все долги Минфина и ЦБ — перед аффилированными с ними заемщиками. Но то, что часть заемщиков аффилированны, мне неоднократно говорили информированные источники. Наличие значительной части из общей суммы долга перед своими же кредиторами может быть той причиной, по которой сейчас Минфин так стремится рассчитаться по долгам перед коллективным Западом.