ФОТО: KONSTANTIN KOKOSHKIN / GLOBALLOOKPRESS

Произошло то, чего ждали многие: ЦБ понизил ключевую ставку с 14% до 11%. Любая подобная новость вызывает прилив оптимизма у субъектов малого и среднего предпринимательства. Главный финансовый регулятор нашей страны отдельно остановился на вопросе дальнейшего снижения. По мнению ЦБ, оно вполне возможно на ближайших заседаниях совета директоров Банка России. При этом для финансовой системы важно не понижение в моменте, а выравнивание среднегодовых показателей. Для 2022 года наиболее приемлемой будет ставка 10%, для 2023-го – 5%.

Центральный банк провёл внеочередное заседание совета директоров, который рассмотрел вопрос снижения ставки рефинансирования. По итогу она была снижена с 14% до 11%. Последний раз коррекция производилась 29 апреля, когда ключевую уменьшили с 17% до 14%. Вне всяких сомнений, это позитивный сигнал. Не было никаких оснований держать планку на прежнем уровне. Вообще ЦБ, надо отдать должное, действовал в этом вопросе правильно: сначала стабилизировал макрофинансовую ситуацию резким повышением до 20%, а затем начал поступательное снижение. Тут вопросов нет.

Продолжается приток средств на срочные рублёвые депозиты, а кредитная активность остаётся низкой. Это ограничивает проинфляционные риски и обусловливает необходимость смягчения денежно-кредитных условий,

– отмечается на официальном сайте Банка России.

Действия ЦБ внушают сдержанный оптимизм

Снижение обосновано и самой инфляционной статистикой – рост инфляции за неделю достиг минимальных значений за последние годы и составил 0,05%, в годовом выражении – 2,6%. К слову, недельная инфляция у нас ниже, чем в Соединённых Штатах Америки и еврозоне. Скорее всего, картина в России по итогам года будет выглядеть даже лучше, чем на Западе. Евроатлантистов ждут очередные волны энергетической и продовольственной инфляции, особенно в осенне-зимний период.

Тем не менее, как ни парадоксально, для главного финансового регулятора цифры роста цен не являются основным фактором при определении размера ключевой. Почему-то до сих пор Эльвира Сахипзадовна оперирует архаичными либеральными понятиями вроде «инфляционных ожиданий» (впрочем, причины ясны: она ведь убеждённая либералка).

Последние недельные данные указывают на значительное замедление текущих темпов роста цен. Ослаблению инфляционного давления способствуют динамика обменного курса рубля наряду с заметным снижением инфляционных ожиданий населения и бизнеса,

– говорится в пресс-релизе Центрального банка.

Между тем инфляционные ожидания – второстепенный фактор для отечественной финансовой системы. Это гораздо актуальнее для развитых рыночных экономик США и Евросоюза, а не для России. Однако понизили – и то хорошо. Тем более снижение явно не последнее. В скупом отчёте о заседании на портале ЦБ сказано про последующее понижение в течение года. Оно и понятно: при нынешних значениях поле для манёвра огромное. Дали на Неглинной и прогноз по инфляции на среднесрочную перспективу: в 2023-м она прогнозируется на уровне 5-7%, а в 2024-м – в районе 4% (сейчас, напомним, 17,5% по итогам мая).

Весьма примечательно, что в странах Запада сейчас, напротив, идёт повышение ключевой ставки, что говорит о многом. Федеральная резервная система США приняла решение повысить планку с 0,25-0,5% до 0,75-1%. Нет никаких препятствий к тому, чтобы этот показатель не достиг 2,5%, как было в относительно спокойном 2018-м. Банк Англии поднял значение ключевой до рекорда за 13 лет – 7%, что недалеко от нашей. Европейский центральный банк пока придерживается стратегии сохранения прежнего показателя 0%.

Что с того?

Почему важно дальнейшее снижение ставки рефинансирования, можно объяснить кратким анализом того, как устроена современная русская экономика. Увы, она пока ещё не до конца излечилась от либерального монетаризма и имеет большое число рудиментов «рыночного» национального хозяйства. Так, главным способом поддержки экономики является на сегодняшний день субсидирование процентной ставки по кредитам для ключевых отраслей. Всего по итогам 2022 года на помощь субъектам хозяйственной деятельности потратят до 8 триллионов рублей.

Понятно, что чем выше ключевая, тем выше ставка по кредитам, а значит, выше и расходы кабмина. А укрепление рубля приводит к тому, что в рублёвом выражении доходы от продажи нефти и природного газа снижаются. Уменьшение ключевой позволяет сократить траты правительства и расширить список сфер, которым оказывается помощь со стороны исполнительной ветви власти. Именно поэтому так важно не просто сокращать ставку рефинансирования, что называется, в моменте, а выравнивать её среднегодовое значение. По нашей оценке, на текущий год адекватной будет цифра 10%, а для следующего года – 5% (что, в принципе, коррелирует с прогнозом ЦБ по росту цен).

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ