Итогом визита польского президента Анджея Дуды в Киев 22 мая и его выступления в Верховной Раде стало намерение украинского президента Владимира Зеленского внести на рассмотрение парламента законопроект об особом правовом статусе граждан Польши на территории самостийной Украины.

Польские граждане смогут избираться на выборные должности, назначаться в органы государственной власти и местного самоуправления, на посты в государственных стратегических предприятиях с допуском к секретным данным и даже занимать должности в судебных органах вплоть до Конституционного суда. Польская полиция получит право следить за правопорядком в украинских городах, польская армия — право находиться на территории Украины. Поляки разве что голосовать на выборах не смогут, а в остальном им будет позволено почти всё.

Премьер-министр Денис Шмыгаль анонсировал в скором времени переход Украины на единый роуминг с ЕС, подключение Украины к зоне платежей в европейской валюте SEPA и строительство на Украине железнодорожной колеи европейского образца. В такой Украине поляки будут чувствовать себя привычней.

Заместитель министра иностранных дел Польши Марчин Пшидач по этому поводу сказал: «Это символический жест со стороны президента Зеленского и Верховной Рады. Нужно помнить, что много поляков проживает на Украине. Это потомки поляков ещё тех времён, когда часть той территории находилась в границах Первой или Второй Речи Посполитой. И если у них сейчас имеется польский паспорт, у них будут дополнительные связанные с этим привилегии».

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала ситуацию следующим образом: «Казус суверенитета, иначе не скажешь. Не сепаратисты, а сам президент страны передаёт гражданам другой страны права на территории своего государства, не вводя их в гражданство Украины».

Зеленский заявил, что таким образом будет уравновешено правовое положение граждан Польши на Украине с положением граждан Украины в Польше. В Польше, действительно, наделили украинцев определёнными правами — возможностью  официального трудоустройства, отчисления взносов в социальные фонды, медицинского обслуживания, получения образования и учреждения украиноязычных классов в некоторых школах.

Но политическими правами никто украинцев в Польше наделять не собирается. Никто не допустит граждан Украины к должностям в суде, органах местного самоуправления, стратегически важных отраслях и госучреждениях. Трудоустраиваться украинцы имеют право только на частных предприятиях. Украинцам не будет позволено заниматься формированием польской внутренней и внешней политики. Зато поляки на Украине смогут влиять на политику украинского государства. Где Зеленский увидел здесь уравновешивание прав?

Обращает на себя внимание ссылка МИД Польши на историческое наследие Речи Посполитой. Варшава смотрит на инициативу Зеленского как на возвращение тех времён, когда шляхта занимала в Малороссии привилегированное положение. Варшава находится сейчас в трепетном ожидании судьбоносного исторического момента — возвращения под её контроль «восточных кресов» на пути реализации вековечной геополитической доктрины расширения польского государства «от моря до моря».

Белорусский историк-западнорусист Игорь Зеленковский сравнил законопроект Зеленского с Гадячским договором 1658 г., по которому Гетманщина входила в состав Речи Посполитой и разрывала отношения с Московским царством. Гадячским договором Речь Посполитая хотела ликвидировать достижения Богдана Хмельницкого по объединению Малороссии с Московским царством.

Зеленковский напоминает, что Гадячский договор привёл к многочисленным казацким и крестьянским восстаниям, расколу Малороссии на Левобережье (в составе России) и Правобережье (в составе Польши), а Выговский вынужден был бежать в Польшу, где его казнили уже поляки.
Польско-украинские отношения всегда развиваются по одному и тому же сценарию и похожи на скучный сериал, потому что конец всегда известен заранее. В XVIII в. махинацию Выговского пытался повторить Мазепа, продавшись шведам — союзникам польской партии Яна Собесского. И тоже закончил плохо. В ХХ в. по следам Выговского и Мазепы пошёл Симон Петлюра, и его конец оказался незавидным. Нет никаких оснований полагать, что финал Зеленского будет иным. Самое лучшее, на что он может надеяться, это вовремя сбежать за границу.

По некоторым данным, законопроект Зеленского позволит трактовать военнослужащих польской армии в случае их участия в боях с российскими войсками, проводящих спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины, не как наемников, а как иностранных военнослужащих, приравненных в правах к украинским военнослужащим. По сути, будет одобрен ввод польских подразделений на Украину с целью помешать ВС РФ завершить спецоперацию и сохранить у власти режим Зеленского как абсолютно зависимый от Запада и от Польши в частности.

Надо понимать, что польская геополитическая мысль всегда считала Украину польской землёй. После 1989 г. акцент слегка сдвинулся, отныне Украина виделась польским стратегам в роли буфера между Польшей и Россией, но с обязательным условием — контроль Польши над Украиной.

Никто из классиков польской геополитики не считал Украину не принадлежащей Польше. Оскар Жебровский (1809-1883) видел естественную восточную границу Польши на Двине и Днепре, а на юге — на Чёрном море. Винценты Поль (1807-1872) считал Польшей всё земли между Балтикой, Чёрным морем, Карпатами, Днестром и Одером. Вацлав Налковский (1851-1911) — всё земли между Финским заливом, Одесским заливом, Днепром и Лужицей (это восточная Германия). Эугениуш Ромер (1871-1953) вообще переработал немецкую теорию «натиска на восток» (Drang nach Osten) в польскую (parcie na Wschód) и выдумал климатически-географическое единство Польши и Украины. Всё с целью обосновать принадлежность Украины Польше и её чужеродность по отношению к России.

Этих фантазёров не смущало, что Польша никогда не граничила с Финским и Одесским заливами, а к Днестру и Днепру дошла не с миром, а с окровавленной саблей в руках. Их не смущало, что «климатически-географическое единство» было чистой фикцией с политическим подтекстом.

Почему Ромер не видел климатически-географической разъединённости между морозной Аляской и тропической Флоридой как основание для доказательства чужеродности этих американских штатов друг другу? Или между арктической частью Канады и её регионами, находящимися в умеренной климатической зоне? Свои измышления Ромер подгонял под политическую конъюнктуру и не применял собственные теории к странам, которые ему нравились своей антироссийской политикой.

Киев должен понимать, что вслед за предоставлением полякам особого правового статуса на Украине может последовать реституция — требования потомков польских владельцев объектов недвижимости вернуть им эту самую недвижимость. Поскольку поляки будут пользоваться юридическими привилегиями на территории всей Украины, реституция может коснуться объектов не только в западноукраинских регионах, но и где-нибудь в Киеве, Черкассах, Кропивницком, Полтаве, Виннице.

Помню из своего детства, проведённого в одном из центрально-украинских городов, сады Песецкого — фруктовые насаждения, когда-то принадлежавшие какому-то пану Песецкому. Теоретически наследники пана могут потребовать сады назад.

Предлагаемый Зеленским законопроект – это откровенная политическая авантюра, за которой может последовать новая Руина по примеру той, которая обрушилась на Украину после шашней Выговского с поляками. Это будет Руина образца XXI в., со всеми присущими нашему времени политическими и экономическими особенностями.

Владимир ДРУЖИНИН