Мариуполь не перестаёт удивлять и поражать. На этот раз удивляет и поражает по-хорошему, насколько это возможно.

Выбрал один кадр, который зеркалит обстановку в Мариуполе прямо сейчас. Сотрудники МЧС России убирают подбитый танк и уничтоженный автомобиль рядом со школой № 1 в центре Мариуполя.

С этой точки открывается живописный вид на «Азовсталь». В прошлый раз отсюда запускали коптер, чтобы снять завод с высоты птичьего полёта. Только тогда по «Азовстали» летели снаряды, а сегодня — тишина.

Боевики «Азова»* сдались. По городу можно передвигаться без опаски, что в какой-то момент с «Азовстали» прилетит натовский снаряд или в каком-то из сожженных домов засел снайпер ВСУ. Но всё же где-то высоко кружил самолёт, но на этот звук никто не обращал внимание.

На дорогах появились автомобили. Пока ещё на украинских номерах, но часто уже с заклеенным украинским флажком, как это раньше было в Донецке и вообще на Донбассе. В Мариуполе пока пользуются подручными средствами – клейкая лента нейтральных цветов. Некоторые приклеивают георгиевскую ленту на номер, букву Z – на стёкла машины.

Трафик появился вслед за заправками, их несколько. Но самым популярным видом транспорта в Мариуполе остается велосипед.

В городе запустили нескольких автобусных маршрутов. Большинство автобусов сгорели, так как украинские вооруженные формирования пользовались муниципальным транспортом в качестве баррикад. Те, что могут передвигаться, тоже уцелели только условно, но все же это уже позволяет мариупольцам передвигаться по городу. Пусть и со сложностями, с долгим ожиданием.

Возобновился и учебный процесс. Школа № 53 одна из первых открыла двери для детей. Этот район города пострадал не критично, здесь нет выгоревших зданий. В школьных кабинетах горит свет.

Дети учатся с 19 апреля, они из разных районов города, некоторые добираются по два часа. В первый день занятий школа приняла 472 ребенка, теперь учеников почти 1500.

«Росло это количество буквально каждый день. Огромное количество людей: родители, бабушки и дедушки приходили с просьбой и желанием начать обучение. Мы постарались пойти навстречу всем детям и организовали учебный процесс. Детей сейчас больше, чем до 24 февраля», — рассказала директор школы № 53.

Сейчас в Мариуполе работают девять школ, в классах примерно по 40 учащихся, но со временем, в процессе восстановления (во всех смыслах) системы образования родители переводят детей в школу ближе к дому. Хватает и учителей. В школе № 53 их 58, половина здесь работали и раньше. «Люди возвращаются», — говорит директор.

Учебный год в республике продлён до 1 июля, чтобы наверстать то, что было упущено за период боевых действий, Мариуполь уже учит детей по программам Донецкой народной республики.

Школы — еще и точки приема гуманитарки. Сюда привозят муку, воду, подсолнечное масло, другое продовольствие. Стоят баки, наполненные водой.

У здания печально известного драматического театра – грузовики Красного Креста. Рядом – у храма Покрова Божией Матери – МЧС России выдает мариупольцам коробки с продовольствием. Длинные очереди, разделенные на категории, — люди с детьми, инвалиды, пенсионеры, все остальные. Очень многие мариупольцы нуждаются в еде и воде.

— А где вы живёте?

— Нигде. Я теперь бомж. У меня две квартиры уничтожены, — жалуется женщина, в прошлом преподаватель. — А знаете, что сказал мой внук, когда к нам прилетел снаряд? — рядом с ней стоял парнишка лет 10. — Он мне сказал: «Бабушка, я хочу жить!» Вы представляете?

Здесь, в самом центре Мариуполя, отлично работает связь республиканского оператора «Феникс». Но вот сим-карты в дефиците. Поэтому новости распространяет «сарафанное радио».

Весть о том, что Санкт-Петербург берет шефство над восстановлением Мариуполя очень радует горожан. Правда, они не совсем понимают, как город металлургов превратится в центр туризма. Многие мариупольцы работали на ММК Ильича и «Азовстали». Представить себя в туристическом бизнесе им сложно. Да пока и не представляют, ведь впереди – восстановление города-красавца из руин. По заявлениям главы ДНР Дениса Пушилина, 60 процентов жилых зданий разрушены настолько, что многие из них надо будет отстраивать заново. Их будет много – историй послевоенного Мариуполя, который украинская власть так стремилась превратить в витрину украинства на востоке. Теперь этот город, в 2014 году так сражавшийся за независимость ДНР, стал, наконец, частью Донецкой народной республики.

* * *

Смешно наблюдать за тем, как Киев пытается своё поражение в Мариуполе выдать за какой-то героический подвиг. Особенно неуместен тезис о некой поддержке местных жителей со стороны Украины.

Общался с мариупольцами. Говорили без камеры. Так люди могут рассказать значительно больше, чем когда им в лицо смотрит объектив камеры.

Они считают, что украинская власть их бросила. Когда город был под контролем ВСУ, то киевский режим не сделал ничего для спасения мирных граждан. Более того, даже украинского оператора сотовой связи в городе нет по приказу Киева. В итоге люди оказались оторванными от всех. Даже с близкими, которые могли находиться в соседних домах, невозможно было связаться, а под бомбами выходить на улицу было крайне опасно.

Очевидно, что для киевских властей эти люди не представляют никакой ценности. Их жизни не важны. Другое дело – боевики «Азова»*, за которых даже на Евровидении замолвили словечко. А вот о судьбах гражданских никто не позаботился. Напротив, сделали всё, чтобы жизнь мёдом не казалась.

Поэтому все эти баннеры в центре Киева – пустышка. Реальных действий никто не предпринял. Сейчас мариупольцам и подавно ничего не нужно от этой власти.

Город будет восстановлен, в этом никаких сомнений быть не может. И мариупольцы будут принимать в этом активное участие, они это делают уже сейчас, расчищая улицы вместе со спасателями ДНР и России. А Киев может и дальше рисовать плакаты и кричать на международной арене, что Мариуполь — «украинский город». Это все фальшь.

Всё! Когда нужно было что-то сделать, людей бросили, а теперь машут после драки кулаками. Теперь Мариуполем будут заниматься Россия и ДНР. Этот вопрос закрыт раз и навсегда.

Денис Григорюк, фото автора
С использованием материала Аналитической службы Донбасса

Денис ГРИГОРЮК